искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Экспедиция

Cледы на песке

50000 км по монголии

продолжение.

Часть 2

ГРАНИЦА

Для въезда на территорию Монголии на своем автомобиле достаточно международных водительских прав и визы в заграничном паспорте, никаких других разрешительных документов российской ГИБДД или замены российских автомобильных номерных знаков на монгольские не требуется. Проехать через границу на автомобиле, управляемом по простой письменной доверенности, нельзя — действительны только нотариально заверенные. При пересечении границы данные автомобиля заносятся в таможенную декларацию владельцем и фиксируются в компьютерной базе данных монгольской таможни.

Площадь Сухэ-Батора

На прохождение границы, даже если нет очереди, уходит от 2 до 6 часов, но обычно из-за очередей на границе и таможенной волокиты переход на своем автомобиле, например в Кяхте, занимает целый день. Современный терминал рассчитан на пропуск до 500 автомобилей в сутки, но на практике, даже если приехать рано утром, это не значит перейти границу до обеда, в день обрабатывается от силы 40-50 автомобилей. Во-первых, граница с 12 до 14 часов закрывается на обед, во-вторых, как не было порядка на КПП «Кяхта-Алтанбулаг», так ничего и не изменилось до сих пор. Въехать за шлагбаум на КПП без ругани и долгих препирательств просто невозможно. Какой-либо цивилизованной очереди просто нет. В августе здесь машины стояли по два дня. Нам везет, и мне удается, сославшись на две наших машины с наклейками «Гобийская экспедиция», уже въехавших на КПП, два раза переехав через газоны и бордюрную плитку, отодвинув три монгольские машины с челноками, под немыслимым острым углом между столбом и грузовиком, вплотную застывшим перед железными воротами, въехать на вожделенную территорию КПП.

Каких-либо серьезных ограничений по временно вывозимому туристическому снаряжению нет. Как обычно, проблема возникает с GPS. Согласно рекомендации таможенного Управления в Иркутске я вношу в декларацию GPS и его заводской номер. Спутниковый навигатор русифицирован, т.е. лицензирован для работы в России, куплен в розничной сети, имеет русский паспорт и чек торгующей организации. Однако все это не убеждает таможенника, и он рекомендует переписать декларацию, уже без упоминания GPS, ссылаясь на запрет обратного ввоза в Россию спутникового навигатора. Пытаясь, наконец, досконально разобраться в этом вопросе, идем к начальнику таможни. Находим документ об ограничении ввоза в Россию не сертифицированного навигационного оборудования, но никаких ограничений на временный вывоз официально купленного в России навигационного оборудования там нет. Получается, что все эти годы таможенники в Кяхте запрещали провоз GPS необоснованно. После встречи с московской экспедицией я поинтересовался, как проходили они таможню в Ташанте (Западная Монголия), ведь их машины буквально нашпигованы электроникой. GPS разных форматов, в т.ч. подключенные к компьютеру, были продекларированы как личное имущество и как штатное оборудование автомобиля. Никаких вопросов при прохождении таможни это оборудование не вызвало. Возникает закономерный вопрос, почему на одном КПП провоз GPS не создает проблем, и на каком основании на КПП Кяхта провоз этих аппаратов запрещен?

Центр Улан-Батора

Пользование автомобильными рациями (27 Мгц), спутниковыми телефонами и GPS в Монголии не запрещено (закона о пользовании радиостанциями гражданского диапазона в Монголии нет). Разрешен ввоз в Монголию охотничьего оружия при наличии международной лицензии и соблюдении правил ввоза охотничьего оружия. На границе охотника должен встречать представитель принимающей монгольской стороны с разрешением от монгольской полиции, которой владелец заранее сообщает серийный номер ствола и название оружия. Провоз огнестрельного и газового оружия, металлоискателей, при соответствующих разрешительных документах, декларируется на таможне. Но провести металлоискатели без разрешения на археологические раскопки нельзя.

Въехать в Монголию легче, чем выехать. По крайней мере, с российской стороны наши пограничники стараются пропустить туристов вперед монгольских челноков, сильно затрудняющих работу российской таможни. Мы наблюдали, как монголы перед российской таможней надевали на себя несколько брюк, кофт, скотчевали вокруг талии и бедер товар, который уже невозможно было натянуть на себя. В таком ужасно деформированном виде — распухшие и без талии, они шли на таможню, где соответственно их контрабанда обнаруживалась, таможенную пошлину они платить отказывались, и граница на долгое время стопорилась. При такой систематической практике провоза коммерческого товара ускорить работу таможни никак не удается. На обратном пути мы также простояли без движения перед российской границей (уже пропущенные монголами) целых шесть часов.

Каких-либо разумных объяснений такой медлительности работы русской таможни никто из ответственных лиц дать не может. Каждый раз пробиваться домой в Россию приходится буквально с боем. В прошлом году, простояв целый день практически на нейтральной полосе перед российским шлагбаумом, мы стали непрерывно сигналить, в конце концов, монгольские пограничники разрешили в нарушение всех правил сходить к нашему представителю на русскую сторону, чтобы мы убедились, что волокита с прохождением границы связана с работой русской таможни. Ничего не изменилось и в этом году — чтобы въехать на КПП со стороны монголов, после целого дня ожидания в неподвижной очереди, пришлось идти на крайние меры: перегораживать движение в оба направления, чтобы только добиться права разговора с монгольским начальником.

Проблема перехода туристов на своих автомобилях через КПП «Кяхта-Алтанбулаг» сохраняется и серьезно смазывает все то положительное впечатление от путешествия по Монголии, которое накапливается к дню возвращения домой. Единственное преимущество столь длительного ожидания на монгольской стороне, когда российская соизволит начать впускать машины — возможность многократно отовариться в беспошлинном монгольском магазине, где цены в два-три раза ниже иркутских. Например, водка «Абсолют» или «Финляндия» стоит $10 (в Иркутске аналогичная емкость обойдется в 600 р.).

ШОППИНГ В УЛАН-БАТОРЕ

Для путешествий по Монголии, чтобы местные жители вас понимали, рекомендуется использовать монгольские карты с английской транскрипцией монгольских названий или карты на монгольском языке. Топографические 5-км карты, по цене $4,5 за лист, свободно продаются в книжных киосках Улан-Батора, правда, все они составлены по картографическим данным начала 70-х гг. прошлого века и уже не отражают современного состояния дорог, но ориентироваться в путешествии помогают (полный комплект всех листов топографической карты Монголии обойдется в $210). Специализированный картографический магазин Улсын Геодези Зураг Зуйн находится на улице Khan-Uul, 6. Но спрашивать у монголов местонахождение магазинов по улицам будет безрезультатным — как правило, они ориентируются не по улицам, а по объектам. Магазин с картами находится ниже монастыря Гандан.

Новый отель «Монголия»

От Иркутска до Улан-Батора ровно 1000 км хорошего асфальта, и если бы не проблемы перехода границы, сюда можно было свободно ездить на выходные дни посидеть в ресторане «Чингиз» или в ночном клубе «Марко Поло». Для своей первой ночевки мы выбрали новый фешенебельный «Отель Монголия», расположенный на востоке от столицы в долине реки Туул в 20 км (20 минут езды, пос. Гачуурт) по дороге на Тэрэлж (поворот за Aмгалан по дороге на Улиастай). Оригинальный, стилизованный под старину, «Отель Монголия» открыт в июле 2003 г. и построен по единому плану в традиционном монгольском стиле в виде монастыря, окруженного белокаменными стенами с башнями. Внутри располагаются храмы-гостиницы с красной черепицей на крыше, имитирующие храм Угэдэй хана. Особая достопримечательность — реконструкция знаменитого серебряного дерева из храма Угэдэя, известного из описания средневековых путешественников. Вечером дерево, освещенное специальной подсветкой, как в старину, с четырех сторон изливает в пасть львам водные струи.

Центральный храм — прекрасный ресторан с богатым шведским столом ($10 c человека). Обслуживающий персонал одет в средневековые монгольские национальные костюмы. В комплексе 50 номеров в храмовых зданиях: 10 номеров для VIP-гостей, 40 стандартных номеров и 16 традиционных войлочных юрт. Стоимость проживания в номерах от $80 до $180. Этот отель сейчас чрезвычайно популярен среди гостей Улан-Батора.

В городских магазинах можно приобрести монгольские изделия из кожи и кашемира, дубленки и монгольские натуральные ковры по более низкой цене, чем в России. Дешевле стоят запчасти и ремонт автомобилей. Так, например, задний фонарь на Land Cruiser 80 можно приобрести за $25, переднюю пружину за $80-90, задний амортизатор — $58, боковое зеркало — $150. В западной части Улан-Батора (при въезде в город со стороны дороги Иркутск — Дархан — Улан-Батор) находится крупный Toyota-service (работает с 9-00 до 18-00, кроме субботы и воскресенья). Обслуживание на 20-30% дешевле, чем в Иркутске. Мастера говорят по-русски.

Гостиница «Чингизхан»

Во всех магазинах города и на рынке одинаковое хождение имеют как тугрики, так и доллары. В ряде магазинов стали принимать также рубли. В приграничных районах охотно принимают рубли, кстати, обменный курс рубля бывает здесь более выгодным, чем в Улан-Баторе.

В Улан-Баторе есть что купить. Обычно отсюда везут ковры (полотно 4х5 стоит $80-100), кожу (куртки $20-40, перчатки $4), изделия из кашемира и верблюжьей шерсти, бытовую технику (цены на 10-20% ниже, чем в России), автомобильные аксессуары (богатейший в Азии выбор предлагает компания «Зиг Заг»).

Всемирную марку приобрел монгольский кашемир и верблюжья шерсть. Помимо овечьей шерсти наиболее известны козья (мохер и кашемир) и верблюжья шерсть. Монгольский кашемир получил международную торговую марку и известен далеко за пределами страны. Страны мирового содружества заготавливают в год около 14 тысяч тонн козьего пуха, из них 67% заготавливает Китай, 21% — Монголия, остальную часть козьего пуха заготавливают такие страны, как Пакистан, Афганистан и др.

В Улан-Баторе достаточно легко ориентироваться и передвигаться на автомобиле. Вся жизнь столицы сконцентрирована вдоль центрального проспекта. Особенностью столицы являются ежедневные автомобильные пробки в центре в конце рабочего дня и утром. В отличие от российских дорожных правил в Монголии иное правило кольца — преимущество имеет автомобиль, въезжающий на кольцо, а не на кольце, как в России. Подробное описание достопримечательностей столицы отражено на сайте www.baikal.irkutsk.ru /раздел «Монголия»/.

МАГИЯ МОНГОЛЬСКИХ ДОРОГ

С каждым годом в Монголии становится все больше дорог. Сориентироваться в густой сети развилок степных дорог зачастую не помогают ни современные навигационные системы, ни крупномасштабные топографические карты. Как и в прошлые годы, самая эффективная подсказка приходила со стороны, в нужное время на развилке возникал монгольский кочевник, или появлялся одинокий силуэт человека на близлежащем холме. Мы называли этих людей вестниками, они регулярно появляются из степи рядом с остановившейся машиной и верно направляют наше движение. Эта закономерность настолько регулярна, что иногда в затруднительной ситуации мы просто останавливались на развилке, чтобы дать вестнику время проявить себя. Самое удивительное, что монгол на коне или мотоцикле, в самом деле, возникал из ниоткуда. С их помощью было найдено множество достопримечательностей.

Таким образом мы нашли в прошлые экспедиции наскальные рисунки в местности Палу, наскальную живопись в пещере Цэнхэрийн агуй, а в этом году практически с первой попытки нужную дорогу к развалинам монастыря Дэмчигийн хийд. Ровная степь и протяженные гравийные гамады, сухие сайры среди отвесных скал и барханы с плотным песком создают идеальные условия для прокладки разнообразных автомобильных маршрутов среди дикой природы. Для подготовленных внедорожников в Монголии практически нет преград, и эта свобода передвижения привлекает все больше поклонников отдыха на колесах в Монголии. Следы автомобильных колес встречаются в самых невероятных местах, прошлогодний след в засушливых условиях пустыни может сохраниться как вчерашний. Стоит по нему проехать еще одной, двум машинам, и в степи появляется новая дорога. Так возникла из нашего следа, оставленного семь лет назад, дорога к красным утесам Хэрмэн цава. Сейчас этот след стал накатанной колеей, которая уже вряд ли исчезнет под песком.

Дорога по сайру

В большинстве мест голая каменистая степь позволяет достаточно быстро двигаться в любом направлении без дорог, но всегда разумнее придерживаться автомобильного следа. Дорога всегда оказывается «умнее» и заблаговременно обходит топи, кочки и заведомо непроходимые участки с камнями или густыми зарослями саксаула.

Дороги в Монголии часто называют направлениями, есть полдюжины накатанных путей в одном направлении, которые могут незаметно разойтись, часть из них ведут на водопой, в населенный пункт, или на летнее стойбище, многие из них заканчиваются тупиком или теряются в песках. Указателей на проселочных дорогах нет и уточнить правильное направление чаще бывает не у кого. Большое заблуждение — рассчитывать проехать к искомому объекту по вбитым в GPS координатам, не зная сети местных дорог.

Обо у дороги

Каждая дорога имеет свою определенную конечную цель, часто дорога, идущая прямо к искомому объекту, в итоге поворачивает в противоположную сторону, а чтобы верно проехать, нужно двигаться по замысловатой кривой, которую нужно просто знать. Без проводника и интуиции очень сложно правильно выбрать направление движения. Стоит ошибиться один раз, и можно уехать на сотни километров далеко в сторону, без какой-либо возможности найти отворот или пробиться в нужном направлении без дорог. В прошлые экспедиции был однажды случай, когда из-за расхода топлива, потраченного на поиск нужной дороги, нам пришлось повернуть назад. Эта особенность путешествий остро проявляется на юге Монголии, южнее Нэмэгэтинской впадины и в Заалтайской Гоби, где нет автозаправочных станций и сеть дорог значительно слабее центральных районов Монголии. Единственная дорога, на которую вы встали, может тянуться бесконечно долго: на сотни километров, не имея при этом ни одного отворота, ни одной юрты по пути и ни одного родника с водой по маршруту движения.

Большинство монгольских дорог прокладывается с использованием русел сайров. А это значит, что отчетливый след может оказаться на большом протяжении полностью замытым после прошедших дождей. В Заалтайской Гоби серьезным испытанием для машин становятся барханные пески, в которых машины часто вязнут в очень мягком грунте на дне сайров. Осенью и зимой пески становятся плотнее и по ним легче передвигаться на автомобилях. Но на песках таится другая опасность — кочки со спрятанными в них и торчащими, как лезвия ножей, засохшими корнями саксаула, легко пробивающими баллоны новых колес. Ветер может перегородить дорогу новым песчаным барханом или частично замести следы, как будто по этой дороге давно никто не ездил. Магия монгольских дорог в их непредсказуемости и возможности для водителя проявить свое мастерство: с «газком», на скорости проскочить сквозь занесенный песком сайр, правильно выполнить маневр в обход препятствий. Монотонное скоростное движение по асфальтированным магистралям не дает такой эйфории, как на едва набитых грунтовых дорогах, по спекшимся такырам среди густого девственного саксаулового леса, когда прямо из-под колес выскакивают зайцы или лисы. Как отметил один из наших бессменных участников экспедиции, в Гоби у него проветривается голова от бизнеса и всех забот. И это закономерно: во время экспедиции ломается весь привычный уклад жизни. Мы мало спим и высыпаемся, непрерывно с утра до вечера двигаемся среди разнообразных эстетично привлекательных ландшафтов в необычном мире красных песчаных утесов и чистого синего небосвода, при этом не встречая людей неделями, без устали и с наслаждением, как будто вернулись в детство.

На дорогах в степи клубы пыли становятся постоянными попутчиками. Проникающая везде мелкая пыль сушит носоглотку и приводит в негодность видеокамеры и фотообъективы. Всю фото-, видеоаппаратуру надо обязательно держать в герметичных боксах. Чтобы в носу не сохло от пыли, монголы используют марлевые повязки, европейцы смягчают ноздри носа любым маслом, можно растительным, можно облепиховым. Пыль — постоянный попутчик на монгольских дорогах. Она въедается в кожу, так что к вечеру цвет лица и одежды приобретает единый неопределенный серый цвет, характерный для всех путешественников по степным дорогам. Мелкий серый налет постоянно покрывает приборную доску и все вещи в кабине автомобиля. Сухой климат губителен для кожи.

По опыту предыдущих поездок я старательно обрабатываю пятки ног специальным кремом, опасаясь появления болезненных глубоких трещин, характерных для этого пустынного климата с пылью. Несмотря на предупреждение, наш гость итальянец в жару совершает пешеходную экскурсию в сандалиях на босую ногу. Несколько часов ходьбы по песку хватило, чтобы на следующий день на его иссушенных зноем ногах образовались трудно заживающие глубокие трещины. А профилактика очень простая: по возможности мыть ноги, носить носки и ходить по песку в ботинках.

Еще одна проблема, которая периодически возникает в экспедициях — «чумка», это когда кого-либо из участников покидает уверенность, и он перестает слышать доводы разума, доказывая свою правоту, не прислушиваясь к мнению других. Это случается со многими людьми. Оторванный от привычного окружения человек уже через несколько недель экспедиционной жизни иногда неожиданно проявляют не лучшие черты своего характера и начинает перечить команде. Такое было в 2001 году, когда ангарчане, испугавшись пережога топлива, не дойдя 5 км до цели, вынудили экспедицию повернуть назад.

Часто споры возникают из-за выбора дороги, хуже всего, когда ошибочное упрямство одного заставляет всю команду ехать в противоположном направлении, и никакие доводы, что эта дорога уже проходилась в прошлом году, что она хуже, длиннее и на ней нет асфальта, им просто не воспринимаются. Золотое правило подобных экспедиций — работа командой. Мнение большинства ее членов неукоснительно для выполнения всеми.

Сергей ВОЛКОВ

Часть 1
Часть 3

"Автомаркет+Спорт" №34 01.10.04




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика