Экспедиция
Cледы на песке
50000 км
по монголии
Окончание.
Часть
3
В ПОИСКАХ РАЗВАЛИН ХРАМОВ
Природные условия Монголии крайне разнообразны — с
севера на юг (1259 км) сменяются таежные леса, горные
лесостепи,
степи, полупустыни и пустыни. Большую часть страны занимают горы: с
северо-запада на юго-восток ее территорию пересекают Монгольский и
Гобийский Алтай с горными вершинами высотой до 3000-4000 м, в центре
страны — горы Хангай длиной около 700 км и высотой 2000-3000 м. На юге и
востоке страны простираются обширные холмистые и увалистые плоскогорья,
пересеченные отдельными возвышенностями. Средняя высота территории
Монголии очень большая — над уровнем моря 1580 м. Низменностей в стране
совсем нет. Самая низкая точка страны — котловина Хух нуур — лежит на
высоте 560 м.
Из Улан-Батора наш путь лежал на юг. Конечной целью
путешествия был намечен Хэрмэн цав, к которому можно было проехать уже
знакомыми нам дорогами через Арвайхэр.
|
Установка юрты |
Но чтобы снова не проезжать через весь Улан-Батор, мы
прямо из «Отеля Монголия» ушли по асфальтированной дороге в
юго-восточном направлении на Сайшанд, приняв решение зайти на юг в
Даланзадгад с востока по маршруту Баян — Гурвансайхан — Манлай — Ханбогд
— Даланзадгад. В дальнейшем мы не пожалели об этом, вновь выбранном
маршруте захода. Две ночевки в горах Их-Газарын-Чулуу и на юге —
Хан-Богд-Уул по маршруту движения отличались непревзойденными по красоте
пейзажами. Ночью в лунном свете это был фантастически сказочный
черно-белый ландшафт, а на восходе солнца, когда вершины зубчатых скал
порозовели, отбрасывая длинные четкие тени на светло-коричневое песчаное
пространство, появились характерные для
Гоби
красноватые цвета. Только на восходе гобийские останцы из песчаника
приобретают характерный красный цвет, легко узнаваемый на фотографиях из
этих мест. Днем песок становится светло-коричневым, и вся таинственная
краснота исчезает. Характерной визитной картинкой Гоби стали
размноженные фотографами изображения красных песчаных утесов на фоне
чистого синего небосвода. Но еще одной характерной для этих мест
особенностью являются хорошо сохранившиеся из сырцового кирпича и камня
заброшенные развалины буддийских храмов. Случалось, что мы попадали на
безымянные развалины совершенно случайно, другие, известные нам из
описаний, специально искали, тратя иногда на такой поиск несколько дней.
На юге Монголии известны развалины девяти крупных
буддийских монастырей. Большинство из них находится вдали от основных
дорог, и поиск их местонахождения иногда приводит в непредсказуемые
места. Бывает, что дорога к ним оказывается увлекательней и оригинальней
самих развалин.
Руины
мертвого города-монастыря (N 43`36,2 и E 108`12,5). Любопытно, что они
не нанесены на карту достопримечательностей Монголии, найти довольно
трудно из-за сложностей ориентирования на развилках, едва заметных дорог
в степи. Дорога к Улгий хийду (90 км восточнее сума Манлай), несмотря на
продолжительность поисков нужного направления, настолько разнообразна,
что не утомляет. Здесь обилие развесистых тополей и абсолютное
отсутствие монгольских юрт и машин на дорогах. Осенью встречаются
многочисленные стада куланов. Особенно большие табуны собираются в конце
августа, когда начинается их миграция.
Местоположение древнего города-монастыря, самого
большого в южной Гоби, в котором в 1650 г. проживало до 2000 лам,
указывает на вершине горы знаменитое «Обо чистого сердца». В настоящее
время здесь восстановлен буддийский храм, в котором ведутся службы.
Руины занимают большую территорию, и хотя монголы
снова вернулись сюда жить, большая часть развалин остается по-прежнему
нетронутой. На искусственных террасах у подножия скал здесь раньше
стояли большие храмы. От некоторых из них до настоящего времени
сохранились фрагменты высоких стен из песчаника с мертвыми, зияющими
арочными проходами. Во многих местах можно увидеть старинные реликвии и
гипсовые лепные украшения, достойные музейной экспозиции. Рядом с храмом
имеется небольшая пещера, в ней лежат завернутые красные одежды
последнего отшельника, и стоит небольшая статуэтка Будды. Рассказывают,
что ламы при изгнании их из монастыря зарыли клад, состоящий из золотых
и серебряных вещей. До сих пор этот клад лежит где-то здесь под толстым
слоем песка, ожидая будущих археологов.
Крайне неприятным оказался заезд в Даланзадгад с
востока. Дорога вела точно на запад, и садящееся солнце сильно слепило
глаза. Кроме того, особенностью этих мест является черная земля (здесь
находятся крупные месторождения каменного угля), что в сочетании с ярким
встречным светом создавало невыносимые условия для вождения, временами
дорогу не было видно совсем и приходилось снижать скорость до
пешеходной, чтобы чутьем уловить колею дороги.
ПЕСЧАНЫЕ ЛОВУШКИ ЗУЛГАНАЙНА
После Даланзадгада и последних туристических баз на
маршруте, за горами ГурванСайхан начался самый увлекательный этап
путешествия по Нэмэгэтинской впадине и Заалтайской Гоби, до настоящего
времени еще остающимися чистыми от туристических баз и потока туристов.
Дороги за последние семь лет стали здесь заметно накатанными, но горы и
обширные безводные пространства с песками и красными утесами по-прежнему
пустынны.
Нет здесь и следов древних поселений, редки
наскальные рисунки и стоянки
древнего человека. Одним словом, первозданная земля с обширным кладбищем
динозавров, привлекающим сюда в основном экспедиции палеонтологов со
всего мира. Древние горы испещрены черными отверстиями, еще не
исследованными спелеологами. Свирепые ветра и песок создали здесь
фантастические формы, которые просто невозможны в других географических
зонах. Блуждая по горам Хургэр уул в поисках прохода, мы наткнулись на
монументальную каменную арку, по своим размерам превосходящую знаменитую
аризонскую, но ее изображения пока еще нет ни в одном монгольском
альбоме. Места дикие, не слишком модные среди туристов, малопосещаемые
фотографами и киносъемочными группами, а следовательно, и малоизвестные
широкой публике. Для настоящих джиперов местные дороги просто находка:
непролазные камни, пески и саксаулы. Одним словом, настоящий рай для
истинных ценителей нетронутой природы.
|
В песках Заалтайской Гоби |
После ночевки у последнего родника в Нэмэгэтинской
впадине на нашем маршруте мы решили познакомиться с оазисом пересыхающей
реки Зулганайн, который в предыдущие годы проскакивали по пути в Хэрмэн
цав без осмотра. В этот раз мы специально проезжаем по высохшему сайру
до золотистых песчаных барханов и еще немного выше по течению реки.
Температура воздуха около 35°С, но жара в сухом воздухе переносится
достаточно легко. Дизельные машины идут нормально, а вот бензиновый
Isuzu не выдерживает работы с нагрузкой на пониженных передачах и
перегревается. Если не снижать скорость, песок проходится легко. На
скорости машины довольно легко идут по песку, но если замедлить с
переключением скоростей, любой незначительный подъем становится ловушкой
для машины. Непреодолимым препятствием стал для нас песчаный борт одного
из сайров. Нам никак не удавалось подняться на противоположную сторону.
|
Знаменитая впадина Нэмэгэту |
Машины по переменке увязали в песке примерно на
середине подъема. Небольшая пробуксовка и машина гарантированно
закапывалась в песок, садясь на раму. В ход шли лопаты и доски под
колеса, и только тогда машина общими усилиями выталкивалась обратно
вниз, в сухое русло сайра. Попытки найти объезд вверху и внизу по руслу
эффекта не дали, борта сайра там были еще круче. Неудачными оказались и
все попытки подняться по старым песчаным колеям на пониженной передаче.
После достаточно продолжительных попыток штурма и последующих работ по
откапыванию машин тактика была изменена. Вместо пониженной передачи —
максимальный разгон на третьей скорости и быстрое переключение у самого
гребня на вторую. Две машины смогли на скорости выскочить из песчаного
сайра, а вот третья, не дотянув метра четыре, завязла в песке. На этот
раз выше ее были машины, с помощью одной из них, зацепив длинным тросом,
увязшую машину затащили наверх.
Для повышения проходимости по песку рекомендуется
приспускать давление в шинах. При мягкой импортной резине до 1,2 атм.,
при жесткой до 1,7-1,8 атм. У нас стояла жесткая бескамерная резина, и
значительно приспускать колеса мы не могли. Эта резина была нами
выбрана, чтобы максимально защититься от возможных проколов. На самом
деле участки с песком в Монголии не столь значительны, основная часть
дорог проходит по каменистому грунту и камням. В Хэрмэн цаве из базового
лагеря разгруженные машины на приспущенных колесах смогли уверенно
пройти по песку и сайрам, перегороженным во многих местах высокими
наддувами песка, еще на пять километров вверх по каньону, куда обычно не
хватало даже времени дойти пешком.
ВСТРЕЧА С ЭКСПЕДИЦИЕЙ «АЛТАЙ-ГИМАЛАИ»
Автомобиль в Монголии основное и часто единственное
средство передвижения туристов по стране. По официальным данным, в
стране насчитывается более 130 тысяч легковых, грузовых автомобилей и
мотоциклов. По тем же статистическим данным, каждый 18-й монгол
располагает собственным средством передвижения, и по мере роста
благосостояния современные марки джипов и легковушек пользуются в этой
стране все большим спросом.
|
Экспедиция «Алтай-Гималаи» |
Автомобильных дорог в Монголии 75 тыс. км по госучету,
из них только 5 % с твердым покрытием, а остальные почти сплошь
грунтовые. К 2004 г. в Монголии построено 833 км автотрасс с асфальтовым
покрытием и 186 км автодорог с гравийным покрытием. В конце 2000 г.
индийская компания «Ай-Си-Ти» по договоренности с монгольским
правительством подготовила технико-экономическое обоснование проекта
«Дорога тысячелетия». По проекту монгольского правительства современная
автодорога с асфальтированным покрытием свяжет крайнюю точку западного
аймага с городом Чойбалсан и пограничными переходами на востоке страны и
пройдет через территорию более 10 аймагов, где находятся основные
месторождения природных ископаемых и проживает около 77 % населения.
Дорога через всю Монголию с запада на восток должна стать кратчайшим
путем, соединяющим Азию с Европой. Протяженность
центральной дороги будет 2700 км, из которых 400 км уже построено. По
расчетам ее специалистов, для строительства автотрассы через все
Монголию с запада на восток потребуется 300-400 миллионов долларов.
После завершения строительства интенсивность автотранспортного движения
в Монголии возрастет в два раза, объем грузоперевозок увеличится на 30%,
а перевозка пассажиров — на 50%. Если ежегодно будет прокладываться
200-километровый путь, то на реализацию проекта потребуется больше 10
лет. Перспектива десятилетнего ожидания окончания строительства хорошей
трансмонгольской дороги неутешительна, поэтому в 2004 г. российских
автотуристов в Монголии заметно прибавилось. Достаточно заметить, что
весной через КПП Ташанта с запада на восток проехал даже легковой
автомобиль Opel Vectra с российскими туристами.
Монгольские
пограничники сильно сомневались в истинности намерений въезжающих,
впервые в своей практике столкнувшись с тем, что туристы въезжают не на
УАЗе или джипе, а на легковой автомашине, и при этом убеждают, что
смогут на ней проехать до Улан-Батора. Легковая автомашина с тремя
туристами смогла пройти маршрут, но когда она прибыла проездом в
Иркутск, вид ее был плачевен: полностью убитая подвеска и двигатель,
привязанный веревками с помощью подручных монтировок к раме кузова, с
разрушенными опорами.
|
Компьютерный навигационный
комплекс в салоне |
Монгольский этап московской экспедиции в 18 дней
совпадал по срокам с нашей и позволил предварительно договориться о
встрече где-нибудь на юге Монголии. У обеих экспедиций были спутниковые
телефоны, которые теоретически должны были помочь состыковать место
встречи, но на практике они включались в разное время, и установить
контакт с их помощью нам не удалось. Пришлось подстраиваться под легенду
маршрута москвичей и надеяться, что они смогут выдержать жесткий график
намеченного движения. Оптимальной точкой встречи стала туристическая
база на озере Огий нуур. На ней одна из наших машин и осталась
дожидаться москвичей. Московская экспедиция пришла на туристическую базу
по треку маршрута, занесенного в навигационную систему, глубокой ночью.
Экспедиция «Алтай-Гималаи» на монгольском этапе состояла из четырех
машин, из них два специально подготовленных к экспедиции автомобиля Land
Cruiser и Land Rover и два арендованных монгольских Land Cruiser по цене
$100 за день пробега плюс бензин, питание и проживание монгольского
водителя.
Наибольший интерес вызвали специально подготовленные
машины российских экипажей. Достаточно заметить, что электронная начинка
автомашин по своей совокупной цене превышала стоимость самого
автомобиля. Для прохождения маршрута экспедиция обеспечила себя
электронными картами по всему
маршруту. Ведущий Land Rover имел оборудованный навигационной системой
салон со встроенным бортовым компьютером и большим сенсорным экраном,
позволяющим движением пальцев перемещать по экрану карту. Компьютерный
экран был жестко закреплен за спинкой правого пассажирского кресла. На
карте (1971 г.) отражалось местоположение машины, и если дорога имелась
на карте, было очень наглядно видно, куда двигается автомобиль. Как и у
нас, машины были радиофицированы, что позволяет общаться во время
движения. Кроме этого в машинах было еще множество удобных
приспособлений: панели с целым рядом разъемов для электрического питания
от бортовой сети для подключения радиоэлектронных приборов и подзарядки
аккумуляторов, ночные светильники для штурмана на гибких кронштейнах,
DVD- проигрыватели для пассажиров, компьютерные блоки для передачи
электронной почты, УКВ-передатчики для связи со всем миром. В отдельные
вечера количество сеансов радиосвязи доходило до 200.
Дополнительного снаряжения машины везут значительно
больше нашей экспедиции. От подобных цельнометаллических контейнеров,
занимающих все пространство салона, мы в своей экспедиции отказались,
перейдя на картонные ящики которые постепенно можно выбрасывать.
Позавидовали объемистым дополнительным бакам под горючее под днищем
автомобилей. Нам, при отсутствии подобных 200-х литровых баков,
приходится возить с собой дополнительные канистры с топливом либо на
багажнике кузова, либо в салоне автомобиля.
Утром
наши пути разошлись. В момент памятного фотографирования, как на финише
пробегов «Кэмэл-Трофи», мы поменялись майками экспедиций «Гобийская
экспедиция» и «Алтай-Гималаи». Теперь моя майка будет у израильтянина, а
его майка у меня. Одно из последних сообщений, переданное по спутниковой
связи от москвичей из Монголии: «Экспедиция благополучно завершила
очередной этап. Пройдено более 5 000 км по территории Монголии. Удалось
реализовать весь запланированный маршрут и посетить места интереса.
Ночуем на краю песков. У машины сопровождения кончился аккумулятор.
Жуткая пылища. Многие члены экипажей едут в
масках. Иногда машины идут на расстоянии до 2 км друг от друга из-за
пыли. Порой степь позволяет развивать скорость до 100 км/ч и, поскольку
дорог много, машины идут веером по разным дорогам. Очень красивая
картина получается. Дороги очень коварны. Возможность переворота очень
высока».
В настоящее время машины московской экспедиции
продолжают путешествие по Китаю по пустыне Такла-Макан. Ежедневное
освещение хода экспедиции на сайте:
www.off-road.org.ru
Часть 1.
Часть 2.
Сергей ВОЛКОВ
"Автомаркет+Спорт" №34 01.10.04
|