Три года экспедиций (УАЗ - 3160)
Нажми для подробного ознакомления Меня часто спрашивают, почему я купил не иномарку, а новую модель Ульяновского автозавода — УАЗ-3160? Новый российский джип с массой усовершенствований, внешне сильно отличающийся от собратьев-«козликов», казался идеальным для длительных автомобильных экспедиций. Ведь УАЗики имеют всем известную репутацию неприхотливых, крепких рабочих машин с феноменальной проходимостью по бездорожью и особенно популярны среди монголов. В отличие от иномарок, они не боятся пыли (в машине, по сути, нет электроники), в случае необходимости легко пожирают низкооктановое топливо, доступны по цене, в том числе и на запчасти, на которые нет дефицита.

Машину я покупал непосредственно на заводе («выбить» ее тогда было целая история) три года назад. При перегоне из Ульяновска в Иркутск машина пользовалась повышенным вниманием многих водителей на трассе. Смею заверить — она была куда более популярна, чем иностранные джипы. Даже инспекторы ДПС прощали нарушения и не штрафовали, рассматривая как диковинку новый отечественный внедорожник. Позже практически всюду — и в России, и в Монголии новая машина вызывала неподдельный интерес, зачастую во время остановок вокруг нее собиралось много любопытствующих.
Прошло три года эксплуатации и сегодня можно трезво оценить плюсы и минусы новой модели, ведь за это время я успел на ней проехать половину России, перевернулся в Монголии, отремонтировал машину и снова съездил на ней в монгольскую пустыню Гоби.

Достоинства
Нажми для подробного ознакомления УАЗ-3160 — базовый в серии новых внедорожников, представляет грузопассажирский автомобиль с совершенно новым цельнометаллическим пятидверным кузовом. Современный внешний дизайн выгодно отличает его от прежних моделей завода, при желании его можно даже сравнивать с импортными джипами начала 90-х годов, когда, в принципе и разрабатывалась модель. Огромное преимущество — еще большая, по сравнению с прежними «козликами», вместимость (высота машины практически два метра, длина — 4,1 метра), через огромную заднюю дверь легко входят кресла, холодильник или кухонная плита в вертикальном положении. Если снять заднее сиденье, то в полученный объем (проверено!) войдет весь груз «Нивы» и ее прицепа одновременно. Удобство кузова было по достоинству оценено во время многочисленных ночевок, когда спать приходилось в машине вдвоем. Легко раскладываемые сиденья образуют практически ровную площадку, на которой можно комфортно спать, вытянувшись, а можно сидеть на сиденьях, поджав ноги по-турецки, головой при этом не задевая потолка. Очень часто, особенно, когда на отдыхе шел дождь или приходилось останавливаться на ночлег, машина становилась настоящим домом на колесах: сиденья раскладывались, между ними устанавливался стол, на котором разжигалась портативная газовая печка. Единственный недостаток такого «дома» — громко тикающие часы, мешающие спать — возможность отключения без предварительной разборки передней панели невозможна.
Полная масса автомобиля 2500 кг, но во время экспедиций доводилось нагружать его значительно больше. Во время экспедиционных поездок приходилось экспериментировать с размещением груза: устанавливать багажник на кузов, чтобы увеличить полезную площадь под груз, снимать заднее сиденье. Все необходимые вещи практически всегда свободно размещались в кузове, так что в дальнейшем я отказался от использования багажника на крыше. Двигатель мощностью 100 л.с. легко справляется с полной загрузкой: с пятью полными запасными канистрами, двумя баками под воду, достаточно разнообразным экспедиционным снаряжением, ящиками с продуктами машина легко идет по трассе, не ощущая груза. Ее особенностью являются новые скоростные мосты, позволяющие идти по асфальту со скоростью до 130 км/час. Во время V Гобийской экспедиции по Монголии «УАЗик» на асфальте спокойно держался за Pajero на скорости свыше 120 км/час на всем маршруте.
Нажми для подробного ознакомления На автомашине множество новых агрегатов, сконструированных специально под эту модель: цилиндр сцепления, кронштейны навески двигателя, дисковые тормозные механизмы на передних колесах. Передний мост имеет устройство-защелку для отключения колес. Руль — регулируемый с гидроусилителем. Для дальних поездок удобны два топливных бака, позволяющие в сумме под горловину заливать около 85 литров топлива. Расход топлива в среднем 12-15 литров на 100 км/пробега, на полных баках проезжаешь свыше 600 км.

Дефекты и неисправности
К сожалению, все вышеперечисленные достоинства отходят на второй план, когда машина начинает сыпаться. Неисправности случаются на всех машинах, но особенность этой модели — оригинальность и новизна многих узлов, запчастей на которые попросту нет в продаже. Нужные запчасти невозможно заказать даже с завода. Парадокс: но на Тoyota из Японии деталь привезти во много раз проще, чем на родной УАЗик. Запчастей на эту машину в продаже нет до сих пор.
И с этой проблемой я столкнулся сразу же после покупки автомобиля. Через пару километров после выезда из ворот Ульяновского автозавода машина встала: потек цилиндр сцепления из-за заводского брака в корпусе. Ни гарантия, ни соседство завода не помогли — цилиндр был оригинальной конструкции и их не хватало даже для конвейерных машин. Снять цилиндр для ремонта корпуса холодной сваркой оказалось проблематично — конструкторы разместили его так, что никакие инструменты, кроме ключа со специальной плавающей головкой, к нему не подходили. Эта особенность размещения узлов, неоднократно соответствующе поминается всеми мастерами, бравшимися за ремонт машины. При огромном моторном отсеке агрегаты расположены крайне неразумно. Даже забравшись под капот с головой, с трудом удается делать элементарные операции (а необходимость в них возникает часто) — подтягивать крепление двигателя, менять прокладку коллектора, заливать тормозную жидкость в бачок сцепления.
Второй раз вплотную с проблемой запчастей я столкнулся после того, как УАЗ неожиданно перевернулся во время экспедиции в Монголию. Чтобы восстановить машину, пришлось около года переписываться с автозаводом, умоляя продать необходимые для восстановления запчасти. Доходило до анекдота — на проплаченные суммы вместо капота на УАЗ-3160 присылали тот же кузовной элемент для УАЗ-469.
А почему же перевернулась машина? При движении по грунтовой дороге с небольшой набитой колеей в монгольской степи со скоростью 60-90 км/час возник эффект поперечного раскачивания относительно направления движения, который периодически наблюдается у этой модели на высоких скоростях или на поворотах. Возможно, у машины высокий центр тяжести, узкая колея для такого центра тяжести, слабые амортизаторы, не хватает штанг поперечной устойчивости. Или еще что-то. Второй, вероятно основной причиной переворота, стало разрушение узла крепления рулевой колонки к кузову (!) именно при «раскачивании» машины. Опорная площадка регулируемой рулевой колонки была кое-как приварена к кузову на заводе точечным сварочным швом, а не болтами, поэтому устранить недопустимую подвижность рулевой колонки в условиях экспедиции было невозможно. Этот кронштейн несет на себе достаточно тяжелую рулевую колонку, которая «играет» уже на новой машине. При переменных нагрузках, особенно на ямах и буграх на бездорожье, на руль действует дополнительная инерционная сила веса водителя, что в итоге и привело к полному отрыву колонки и свободному болтанию рулевого колеса вместе с рулевой колонкой. Гобийские экспедиции, в которых дважды участвовал УАЗ-3160, проходили в крайне тяжелых условиях полного бездорожья. Очень часто машины двигались без дорог по сайрам — гравийным руслам высохших рек, по каменистым степным участкам и по протяженным рыхлым песчаным дюнам. Учитывая крайне безлюдный характер местности, экспедиционные машины везли с собой тяжелый груз, запас воды, бензина и продуктов, необходимый для Нажми для подробного ознакомленияпутешествия. При полной загрузке машин, при температуре воздуха свыше 40°С автомобили преодолевали отдельные перевалы без дорог, двигаясь вверх по гравийным сайрам, а затем по крутым каменистым склонам без намека на то, что кто-то бывал здесь раньше. Большой вес машины и узкая резина часто становились причинами пробуксовки в песках, когда резина попросту резала грунт, и колеса проваливались на 10-15 см. При этом на пониженных скоростях на УАЗике систематически перегревался двигатель. Красная лампочка «перегрев двигателя» загоралась постоянно и в городских пробках, а иногда после остановки с выключением двигателя, после чего через некоторое время красное табло загорается уже на неработающем моторе. В Гоби этот знак загорался уже через 10-15 минут езды по бездорожью, даже после того как из системы был удален термостат, радиатор продут сжатым воздухом, проверена эффективность внешнего контура и вентилятора. Табло долго не гаснет, даже когда машина движется накатом под горку с выключенным двигателем — чтобы набегающим потоком сбить температуру. Все это говорит о плохом обдуве радиатора. Возможно, неэффективен и сам радиатор — он глубоко стоит в отсеке двигателя или ему мешает двойной диффузор передней решетки кузова. Так как перегрев двигателя систематически наблюдался сразу на двух УАЗ-3160, это говорит о конструктивных недостатках в системе охлаждения двигателя. В Монголии при движении по бездорожью непрерывно приходилось охлаждать мотор, используя для этого даже дефицитную в условиях пустыни воду, что становилось непрерывной головной болью. Двигатель грелся и при подъеме в гору на грунтовых дорогах на берегу Байкала, где температура воздуха не превышала даже 20°С.
Перечень отказов и дефектов за время эксплуатации УАЗ-3160 достаточно обширен, и их нельзя отнести к «детским болезням», которые случаются на новых машинах, и легко устраняются подтягиванием гаек или, например, доливкой жидкости в гидроусилитель руля. Дважды у меня разрушались правая и левая опоры крепления двигателя. Первый раз весной на Окинском плато, второй раз осенью в Монголии в горах Гобийского Алтая. Нельзя сказать, что это было причиной ошибок управления или сильных ударов. Виной всему материал, из которого сделаны кронштейны — какой-то композиционный металл, который невозможно варить обыкновенным сварочным аппаратом. Для сварки нужен аргонно-дуговой аппарат, который редкость не только в Монголии, но и в Иркутске.
На лесных дорогах острова Ольхон лопнули оба верхних кронштейна крепления радиатора: изящные и тонкие, они не выдерживают веса радиатора и тряски.
Нажми для подробного ознакомления Практически после каждой продолжительной экспедиции заклинивают все без исключения двери салона, особенно часто это происходит с массивной задней, на которой навешено запасное колесо. Ручка на задней двери из тонкого композиционного металла в конце-концов просто оторвалась при открытии. Материал, из которого она сделана, не поддается сварке.
В салоне нет прикуривателя, а ведь на такой машине он необходим как источник питания рации, кофеварки, электробритвы, зарядки аккумулятора видеокамеры. Боковые зеркала заднего обзора по-прежнему не регулируются из кабины. При поломке боковых зеркал оказалось сложным найти им замену, так как на заводе они были переделаны от «Москвича-2141» за счет удаления краев площадки крепления на фрезах. Пластмассовая обшивка передней панели коробится от нагрева солнца. Спорным является решение прикрепить зеркало заднего обзора клеем прямо к стеклу. Мало того, что раздражает вибрация, передаваемая от большого лобового стекла, так еще эти стекла постоянно отваливаются при нагреве солнечными лучами. На двух наших машинах стекла отвалились практически сразу после прибытия с завода в Иркутск. А в Монголии с завидным постоянством при высоких внешних температурах выходил из строя отключатель массы. При заправке под завязку из-за длинной кривой трубы к топливным бакам часто на кузов автомобиля выплескивается бензин из заправочной горловины. Практически все заправщики обливают ее топливом.
На мой взгляд, неуместно и использование пластмассы на бамперах. На них нельзя встать, опасно задевать за деревья на лесных дорогах. А крепление бамперов к кузову с помощью клееных из стекловолокна карманов больше подходит для игрушечных машин, но никак не для серьезных внедорожников.
Остается надежда, что в конструктивном плане машина со временем будет доведена до уровня, когда досадных отказов станет значительно меньше. А свою машину я хочу продать в хорошие руки.

СЕРГЕЙ ВОЛКОВ (фото автора)

Редакционная статья
Автомобили которые нас объединяют

Премьеры
Коллективизм как средство привлечения (Toyota Corolla Spacio)

Тема месяца
Ремень БЕЗ опасности?

Тест месяца
По улицам слона водили (Ford Expedition)

Опыт эксплуатации
Привидение с мотором (ЗАЗ 968М)

О тех кому за 200 (Toyota Vista)

Ваш автомобиль Nissan Patrol/Safari
Введение: Трактор Nissan Patrol/Safari

История: Рождённый в боях

Двигатели: Плюс дизелизация всей страны

Трансмиссия: Просто значит надёжно

Подвеска, рулевое управление, тормоза: Да здравствуют неразрезные мосты!

Комплектации: Комфорт возможен

Запчасти: Дорогие и дефицитные

Экземплар: 88 тысяч километров сафари

Авторынок: Внедорожная экзотика

На соседней полосе
Такси Блюз

OFF - ROAD
Три года экспедиций (УАЗ - 3160)

Закулисье
Бедные, бедные смеси или как капля русского бензина убивает лошадь японского прогресса

Параллельные миры
Масштабные гонки


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's
Top100 Каталог ресурсов Сибири
Copyright © 2001—2002 Автомаркет
E-mail: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Все права защищены. Воспроизведение материалов или их частей в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.