Ремень без опасности?
Нажми для подробного ознакомления Когда-то этот вопрос — пристегиваться или нет — был в водительской среде самым обсуждаемым. Ездить без ремня было пижонством, но так как в те годы ГАИ за это нещадно штрафовало, ремень было принято «накидывать». Года три как дорожные инспекторы перестали обращать на ремни внимание и разговоры о них стихли — ну что тут обсуждать. Теперь пристегиваются единицы, смеем предположить — самые благоразумные, либо испытавшие на себе, что значить побывать в ДТП. Боимся прослыть занудами, но говорить об этой теме надо — ведь речь идет о самом важном — жизни и смерти.
Согласно исследованию Европейского совета по безопасности на транспорте, пристегнутые ремни сохраняют жизнь дополнительно семи тысячам граждан ЕС, попавших в аварию. При 50000 жертв это составляет 14 процентов. Любопытно, что по данным опросов жизнеспасающую пользу ремней осознают 90 процентов водителей. Однако доля тех, кто пристегивается регулярно, в разных странах составляет, несмотря на повсеместную обязательность этого требования, от 52 до 92 процентов. Самые беспечные на сей счет — жители Ирландии (к ним относится первая цифра), наиболее пунктуальны водители и их спутники в ФРГ. Здесь, кстати, и на заднем сиденье пристегиваются целых 68 процентов пассажиров, а кое-где их всего 9 процентов. Чиновники из совета по безопасности задумываются о внедрении таких систем, которые не позволят пустить двигатель, пока в машине все не пристегнутся. Здесь не без оснований говорят о «глубоко личном» отношении к проблеме ремней главы совета по безопасности Нейла Киннока: когда-то в тяжелой аварии они спасли ему жизнь...


Философский вопрос
Ремни стали обязательны в отечественном автомобиле более четверти века назад — 1 апреля 1975 года положением об этом были дополнены Правила дорожного движения. При общем скрытом западнопоклонничестве (а норма пришла именно оттуда) нововведение было воспринято в штыки — как что-то попирающее свободу личности (хотя о таком понятии в те годы говорить было сложно). Видимо, это одна из загадок таинственной русской души, выраженная фразой Эллочки-Людоедки: «Не учите меня жить...», которую можно продолжить в духе современных остряков: «лучше помогите деньгами на лечение (вариант — на похороны)». В общем-то об этом говорит и статистика — мы нация самоубийц. Видимо, считаем, что если машина разбилась, то жизнь теряет всякий смысл. Хотим ли мы жить или просто живем, потому как деваться некуда, раз уж появились на свет? Оставим философию — глубоко копать не надо, чтобы добраться до истинных причин такого отношения к своей жизни. Это легендарный русский «авось», помноженный на ложные стереотипы поведения. Или самоуспокоительная вера в предначертание свыше — мол, если на роду написано, то пристегивайся не пристегивайся...

Особенности национального менталитета
Жизнь и здоровье человека на Западе превыше всего, поэтому столь отчаянно думают о ее защите производители. Идет настоящая война за «звездочки», присваиваемые в результате специально проводимых краш-тестов на безопасность автомобилей. У нас же — на войне как на войне. Поле сражения — дороги. Свыше тридцати тысяч погибших каждый год (между прочим, в два раза больше, чем на войне в Афганистане, длившейся 10 лет), около трехсот тысяч покалеченных ежегодно, многие из которых остаются инвалидами.
Впрочем, в нашем сознании эти цифры вызывают не больше эмоций, чем лет пятнадцать назад какие-нибудь миллионы тонн зерна, засыпаннные в закрома государства. Привыкли. Может, потому до сих пор отечественный производитель сколько бы серьезно ни занимался вопросами пассивной безопасности, а отставание российского автомобилестроения от мировых тенденций в этом вопросе поистине катастрофично. То же самое происходит и на бытовом сознании — боюсь, большая часть потенциальных покупателей полностью идентичных автомобилей, отличающихся только в первом случае наличием электростеклоподъемников, а во втором — airbag, сделает выбор не в пользу подушки, зачастую спасающей жизнь.
Может именно из-за особенностей национального менталитета приходится часто слышать, что ремни больше вредны, чем полезны. А получить информацию о том, сколько водителей реально пристегивается, очень просто — нужно встать у дороги и посчитать воспользовавшихся ремнем. Хорошо, если таких будет один на тридцать в городе и один из двадцати на трассе. Что же «инкриминируют» ремням ярые противники сей «удавки»? Конечно, во-первых, это неудобства, причиняемые им при поездках по городу с частыми остановками. Во-вторых, он ограничивает свободу — например, несподручно менять кассету в магнитоле. В-третьих — многие просто убеждены, что ремень может нанести больший вред, чем спасение.

Праздник непослушания
Нажми для подробного ознакомления Почему так произошло и есть ли какие-то основания под этой укоренившейся неприязнью? Конечно, и за границей не все граждане законопослушны — и там есть люди, для кого Правила общества не указ, но такого массового нигилизма, как у нас, по крайней мере, в развитых странах, больше нет нигде. Все дело в том, что там у них все же представители Закона более последовательны в выполнении своих обязанностей и наказывают за любое обнаруженное нарушение вне зависимости от каких-то настроений в обществе или неосторожных высказываний своих начальников. Как это произошло, например, в Иркутске, когда один из руководителей ГИБДД пару лет назад на «круглом столе» в прямом эфире бросил в сердцах фразу, мол, хотите жить — пристегивайтесь , не хотите — не пристегивайтесь — дело личное. Что, видимо, было воспринято водителями как всеобщая амнистия или отмена крепостного права для крестьян. Прокричав многократно «Ура», услышавшие радостную «новость» начали передавать ее другим из уст в уста и праздник непослушания начался. А ведь незадолго до того, помнится, ГАИ как раз особо строго следила за использованием ремней, приходилось пристегиваться даже пассажирам маршрутных такси.
Самое удивительное, что почти одновременно во многих других регионах страны по тем или иным каналам просачивались призывы к свободному от оков ремней вождению. В основном провокации шли из Интернет, где появился фальшивый приказ чуть ли не о запрете ремней, поддержали почин средства информации, а кто-то даже ссылался на патриарший автомобильный журнал «За рулем». Как правило, дыма без окня не бывает — так и оказалось. Прямого указания не штрафовать «за ремни» не было, зато есть общая концепция ГИБДД, согласно которой службу стали ориентировать на выявление грубых нарушений ПДД, а непристегнутые ремни к таким не относятся (что и выразилось в минимальной сумме штрафа за такое нарушение). Так что автоинспекторы в духе требований начальства вынуждены сосредоточиться на «грубых» нарушениях, к примеру, правил парковки — теперь не до ремней.

Полеты по горизонтали
Впрочем, настоящего эффекта можно добиться, когда действуют разные элементы пассивной безопасности — не только ремень (хотя только он, по результатам многочисленных исследований, снижает травматизм на 60 процентов), но и энергопоглощающий кузов, подушки безопасности, травмобезопасный руль и другие элементы. При испытаниях в краш-тестах, проводимых по европейским стандартам, результаты считаются действительными, только если задействованы все системы по спасению. Эти испытания, проводимые на скорости 65 километров в час, с лобовым ударом с сорокапроцентным перекрытием о деформируемое препятствие, имитирующее передок встречного автомобиля, наглядно дают понять, что происходит в момент аварии, и какова роль в этом пассивной безопасности. Причем, как говорится, «не все йогурты одинаково полезны» — машины могут иметь схожие элементы защиты, но результаты оказываются далеко не одинаковыми. Дело в том, как это все «хозяйство» расположено и настроено. Отечественные же машины, что подтвердили тесты (убийственный пример тому недавнее испытание в «Авторевю» ИЖ-2126 «Ода» с красноречивым заголовком — «Оцинкованный или цинковый»), попросту лучшее орудие в руках безбашенного самоубийцы. Лабораторно проверено: вероятность выжить в серьезной переделке в отечественной машине ничтожно мала. И это при эталонных, не слишком жестких условиях тестов. Но даже при этом, опять же по утверждениям статистики, шансов выжить в отечественном автомобиле при лобовом столкновении в три раза больше, если использовать ремни безопасности.
Давайте посмотрим, что происходит при столкновении автомобилей при скорости, например, 50 километров в час? В момент удара о препятствие в первую очередь деформируется передняя часть автомобиля, что является первичной фазой столкновения. Она длится примерно одну десятую секунды и за это время кузов автомобиля деформируется больше, чем на полметра. Выделяемая при этом колоссальная кинетическая энергия должна поглотиться за доли секунды. Если тело не удерживается ремнями, то оно под действием сил инерции продолжает двигаться с той же скоростью, ударяясь при этом о внутренние, уже деформировавшиеся от первичного удара детали. То есть человек, двигаясь навстречу удару, подвергается вторичной фазе с более высокими перегрузками, чем те, которые испытывает автомобиль. В результате полученного удара перегрузки на уровне груди достигают сорокакратного значения, а на уровне головы — почти семидесятикратного, то есть на такую величину возрастает вес. Даже при такой, казалось бы, незначительной скорости возможны тяжкие и даже смертельные травмы, ушибы Нажми для подробного ознакомления внутренних органов, что в частности может спровоцировать инфаркт, фрагментарные переломы, когда рулевое колесо вдавливается в грудную клетку, оставляя свой «отпечаток». Рассчитано, что при лобовом ударе люди, находящиеся внутри автомобиля, испытывают те же перегрузки, что и при падении с различной высоты. Так авария на скорости пятьдесят километров в час равнозначна падению с третьего этажа, а со ста — с двенадцатого, то есть тяжесть травм возрастает в геометрической прогрессии. Когда водитель и его пассажир зафиксированы ремнями безопасности, они удерживают их от опасных перемещений после фронтального удара и остановки автомобиля, тем самым, снижая действие перегрузок до минимума. То есть, если опять же сравнивать аварию с падением с многоэтажного дома, то высота, конечно, будет та же, только удар будет не об асфальт, а на спасательный пожарный брезент. При этом возможны травмы, но значительно менее тяжкие.
Если ремень статического типа, требующий ручной регулировки, не натянут как следует, то при этом возможны отягчающие последствия, так как тело, выбрав «свободный ход» ремней и разогнавшись, получает как бы двойной удар — от ремней и от деталей автомобиля. В этом случае уместно говорить о вреде ремней, но тут, как и при «накидывании», вина уже на совести «пользователя». Так же ремень, не регулируемый по высоте, может сыграть медвежью услугу для людей небольшого роста, если его лямка находится близко к шее. Последняя должна проходить по ключице ближе к плечевому суставу. И, если машина оборудована подушкой безопасности, то она только лишь дополняет, но ни в коем случае не заменяет ремни. Если ими пренебрегать, то при неизбежном в аварии соскальзывании под подушку можно получить существенные увечья.
Безусловно, в предлагаемых жизнью (или смертью?) ситуациях нельзя исключать случаев, когда ремни могут сыграть роковую роль. Например, когда после аварии человеку невозможно самостоятельно дотянуться до замка, чтобы освободиться. Или при использования инерционных ремней, которые блокируются только в продольном направлении, а при опрокидывании «замок» может не сработать и человек, оказавшись не зафиксированным, может только усугубить свое положение, запутавшись в лямках. Так же, если ремни такого типа уже долго в использовании, то их блокирующий механизм ослабевает, в результате чего может появиться излишний свободный ход. Но все это частные случаи, подтверждающие, что в жизни нет универсальных рецептов, рассчитанных на все случаи. То же касается и подушек безопасности, которые иногда могут сыграть дурную шутку, сработав в той ситуации, когда водитель мог бы сам еще что-то исправить. Но таких случаев единицы на тысячу и говорить о требовании применения средств пассивной безопасности, как о происках вредителей попросту неразумно, а можно объяснить лишь пренебрежением к жизни, как к не очень нужному дару свыше. Бог дал — Бог взял?

Убийственные факты
Вот несколько случаев из реальной жизни, показывающих, насколько эффективным или, наоборот, бесполезным оказался ремень безопасности.
Как уже писалось выше, особенно он полезен при лобовом столкновении. Трагедия, произошедшая не так давно, подтверждает эту истину. Дело в том, что погибший был не пристегнут дважды, что в итоге стоило ему жизни. Когда сотрудники ГИБДД прибыли на место, где столкнулись ВАЗ-2109 и Mitsubishi Pajero, их взору предстала искореженная «девятка», в салоне которой люди представляли кровавый фарш с сиденьями. Мотор оказался на месте передних кресел, пятеро человек были так «разбросаны» по салону, что невозможно было понять, кто находился за рулем. Водитель Pajero и его жена практически не пострадали — они были пристегнуты ремнями, к тому же сработали подушки безопасности, что спасло их от увечий. В салоне «девятки» один человек подавал признаки жизни и его отправили на «скорой» в больницу, но та по дороге совершила столкновение, раненый выпал из носилок, что стало для него роковым.
В другом случае ремень не дал водителю вылететь через ветровое стекло, правда, сломав мужчине грудную клетку. Все происходило на затяжном спуске, где «Жигули» пятой модели выехали на встречную полосу и столкнулись с Toyota Crown. В иномарке от удара сработала подушка безопасности, спасшая водителя от серьезных травм. Водителю «Жигулей» повезло меньше. Он был пристегнут и так зажат ремнем, что еле дышал. Мужчина из иномарки попытался ему помочь, но замок ремня заклинило и он не открывался. Пришлось ремень перерезать. Уже в больнице выяснилось, что водителю «пятерки» ремнем сломало ребра. Кстати, повидавшие многое инспекторы говорят, что на отечественных автомобилях ремни эффективны только, когда хорошо настроены. А вот современные инерционные ремни, хоть и ломают ребра, но человека в кресле удерживают основательно.
Если же при лобовых столкновениях о пользе ремней безопасности споров нет, то в других ситуациях использование ремешков своего рода лотерея: повезет или нет. К примеру, уникальный случай произошел прошлой осенью в Иркутске. Тогда с деревянного моста через небольшую речку упал новый УАЗ-3160. Мост еще не был асфальтирован и при первом морозе доски тут же покрывались тончайшим слоем льда. На этом гололеде и раскатился УАЗик. Он только выехал на мост, как перед ним случилась авария. Водитель джипа затормозил и машину понесло к бордюру. Мгновенье, и внедорожник перевалился через ограждения и полетел в речку. На дно джип упал задней дверью, а затем завалился на крышу. Благо река в это время неполноводная и только часть крыши УАЗа ушла под воду, но водитель был пристегнут и никак не мог расстегнуть замок. Он судорожно пытался глотнуть воздуха, который находился в нескольких сантиметрах, а это ему никак не удавалось сделать. Началась паника. «Хоть руками этот воздух заглатывай», — рассуждал позже водитель. Он отстегнулся в самый последний момент, когда от удушья мог вот-вот потерять сознание.

Берегите себя
Конечно, ремни, подушки и прочие средства безопасности — не панацея от всех последствий аварии. Действительно, лучше, чтобы дело не дошло до пассивной безопасности, а все завершалось на уровне активной. Как говорят врачи, болезнь легче предупредить, чем лечить. Понимаю, как наивно, в пустоту прозвучит следующее наставление, но будьте благоразумны за рулем. И помните, что не все зависит на дороге только лишь от вашего мастерства.

Андрей Помазкин
Анатолий Ямбаев

Редакционная статья
Автомобили которые нас объединяют

Премьеры
Коллективизм как средство привлечения (Toyota Corolla Spacio)

Тема месяца
Ремень БЕЗ опасности?

Тест месяца
По улицам слона водили (Ford Expedition)

Опыт эксплуатации
Привидение с мотором (ЗАЗ 968М)

О тех кому за 200 (Toyota Vista)

Ваш автомобиль Nissan Patrol/Safari
Введение: Трактор Nissan Patrol/Safari

История: Рождённый в боях

Двигатели: Плюс дизелизация всей страны

Трансмиссия: Просто значит надёжно

Подвеска, рулевое управление, тормоза: Да здравствуют неразрезные мосты!

Комплектации: Комфорт возможен

Запчасти: Дорогие и дефицитные

Экземплар: 88 тысяч километров сафари

Авторынок: Внедорожная экзотика

На соседней полосе
Такси Блюз

OFF - ROAD
Три года экспедиций (УАЗ - 3160)

Закулисье
Бедные, бедные смеси или как капля русского бензина убивает лошадь японского прогресса

Параллельные миры
Масштабные гонки


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's
Top100 Каталог ресурсов Сибири
Copyright © 2001—2002 Автомаркет
E-mail: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Все права защищены. Воспроизведение материалов или их частей в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.