|
Трансмиссия:
Просто значит надёжно...
Трансмиссия Nissan Patrol, прежде всего, интересна своим полным приводом. Причем создавая ее, конструкторы ничего нового не открывали, в чем похожи на инженеров УАЗа, которые, приняв на вооружение одну-единственную из всех возможных схему полного привода, так и придерживаются ее, лишь чуть меняя некоторые составляющие. Уже полвека с конвейера фирмы сходят автомобили без межосевого дифференциала и каких-либо современных устройств. Но почему тогда Patrol до сих пор пользуется стабильным спросом? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть все компоненты трансмиссии внедорожника. И для начала давайте посмотрим, на что способен этот джип, а заодно заглянем под его днище — может, там есть что-нибудь интересненькое.
Как бы не так — обычная коробка передач, раздатка, карданные валы и мосты. Правда, все это настолько внушительное, что на ум невольно приходят образы если уж не бронетанковой техники, то мощных «Уралов».
Внутренности агрегатов чуть позанимательней. Сначала стоит заглянуть в двухскоростную раздаточную коробку. В зависимости от возникшей дорожной ситуации за счет приводной пластинчатой цепи «раздатка» может переходить на пониженную или повышенную передачи. Но перед этим рычаг раздаточной коробки необходимо установить в соответствующую позицию, которых четыре. В положении 2Н крутящий момент от двигателя поступает только на задние колеса — из-за отсутствия у Patrol межосевого дифференциала такой режим рекомендуется использовать на ровных и стабильных покрытиях.
Переводом рычага «раздатки» в позицию 4Н водитель включает жесткий полный привод с распределением крутящего момента между передними и задними осями в пропорции 50:50. Режим 4Н задействуется, когда тяги, реализуемой через задний мост, уже не хватает для нормального передвижения — в грязи, снегу, на льду.
Положение N — нейтральная передача: ни передний, ни задний мосты не подключены. Здесь есть нюансы. Рычаг раздаточной коробки никогда не должен оставаться в нейтрали, иначе автомобиль при остановке или стоянке может тронуться с места, даже если включена передача.
Режим 4L — жесткий полный привод и пониженная передача, целесообразно использовать для преодоления сложных препятствий — ледяных, песчаных, заснеженных, крутых подъемов и спусков. Интенсивно ускоряться в указанном режиме нельзя. Правда, на пятой передаче можно разгоняться до 50 км/ч, что позволяет преодолевать совсем непролазное бездорожье с ходу. Практически «неубиваемые» мосты Patrol спокойно переносят такое надругательство.
Все эти режимы раздаточной коробки без лишних операций будут функционировать только у модификаций Patrol, лишенных ступиц со свободным ходом. А таких версий довольно мало. По всей видимости, они появились только в конце 80-х годов, когда дебютировала серия Y60 и, как правило, были существенно дороже более простых собратьев, в которых применялись так называемые хабы или, если говорить техническим языком, обгонные муфты передних ступиц. Последние по принципу включения можно разделить на два типа. Первые представляют собой конструкцию со свободным ходом и двухпозиционным замком. В этом случае ступицы могут быть установлены в положение Lock или Auto. При задействовании второй, автоматической, позиции режимами раздатки можно манипулировать, не выходя из машины. То есть повернули ступицы баллонным ключом до надписи Auto, услышали естественный клацающий звук и включаем задний, полный привод или пониженную передачу. Вот только отключение привода на передних колесах достаточно сложное. Для освобождения обгонных муфт необходимо изменить алгоритм движения, к примеру, чуть сдать назад, если автомобиль до этого двигался вперед. Согласитесь, на бездорожье это не всегда возможно. Скажем, Patrol забирается на крутой подъем и неожиданно скатывается с него, вследствие чего ступицы свободного хода разблокируются, делая внедорожник заднеприводным. Чтобы такого не произошло, надо перевести переключатель в положение Lock — обгонные муфты жестко «захватят» ступицы и возможность их непредвиденного отключения будет исключена.
Одним словом, передвигаясь по дорогам с обычным покрытием, можно легко ограничиться автоматическим включением переднего моста, которое к тому же задействуется при скорости до 40 км/ч. А вот на тяжелом бездорожье лучше воспользоваться положением Lock. Правда, следует учитывать, что в этом режиме, даже когда отключен «передок», ведущий вал постоянно соединен с колесами. Износ всех узлов трансмиссии, соответственно, повышен. Поэтому после преодоления трудного участка ступицы надо вернуть в положение Auto.
Такая система подключения переднего моста появилась гораздо позже несколько иной конструкции, основу которой также составляют ступицы свободного хода, с возможностью только ручного переключения. У Patrol с такой трансмиссией все по-простому — по-солдатски. Нужен полный привод — изволь оторвать задницу от водительского сиденья и повернуть флажок, расположенный на ступице, в позицию Lock. А уж затем как угодно двигай рычаг раздаточной коробки. И все же не стоит забывать, что даже когда «раздатка» работает в режиме 2Н, все хозяйство переднего моста связано с колесами и крутится, а следовательно, изнашивается. Поэтому, приняв грязевые ванны, необходимо поставить ступицы в положение Free, тем самым разблокировав обгонные муфты.
Судя по всему, в ближайшее время конструкторы Nissan не собираются отказываться от подобных схем. Появление автоматов в обгонных муфтах Patrol последнего поколения лишнее тому подтверждение. Все-таки при правильном использовании подобная система наверняка должна «прожить» дольше, чем компоненты переднего моста, скажем, у того же Land Cruiser. Ведь у последнего из-за наличия центрального дифференциала детали «передка» находятся в постоянном зацеплении, что не добавляет им ресурса.
А вот сравнить надежность хабов с автоматической и ручной блокировкой, пожалуй, стоит. Как известно, любая автоматическая система, по большому счету, менее прихотлива и надежна, чем его полностью механический аналог. Такая же ситуация и в отношении полноприводной трансмиссии Patrol. По словам механиков, ступичные автоматы «ходят» меньше «ручных» агрегатов. Но ведь все познается в сравнении. Если в этом плане проводить аналогию между Nissan Patrol и Toyota HiLux Surf, тойотовский внедорожник окажется в неприглядном положении. Его электрическое устройство подключения переднего моста выходит из строя несравнимо чаще, чем пусть и архаичный, но зато высоконадежный механизм ниссановского джипа. Это можно объяснить как конструктивным отличием непосредственно самих агрегатов, так и, к примеру, расположением вывода сапуна моста. У Surf он выведен в раму. При малейшей неисправности этого узла, если злоупотреблять ездой по глубоким лужам, вода непременно попадет в мост. А у Patrol патрубок сапуна торчит в моторном отсеке. Чтобы его утопить, нужно залить джип с капотом. Так что в отношении надежности передних составляющих трансмиссии ниссановский внедорожник вне конкуренции.
И все же, как показывает ремонтная практика московских автослесарей, ручная блокировка обгонных муфт служит дольше. Правда, сибирские механики придерживаются иной точки зрения. По их мнению, и тот, и другой тип ниссановских ступиц имеет одинаково хороший ресурс. Машины с «конченными» хабами в сервисах большая редкость. И все же если они вдруг выйдут из строя, отчаиваться не стоит. К Patrol легко подойдут обгонные муфты от «УАЗика». Это позволит существенно сэкономить деньги. Правда, придется заплатить токарю, чтобы он переточил им шлицы.
Кстати, унификация Patrol с нашим УАЗом поразительна. Опытные механики поговаривают, что даже хвостовик карданного вала на Nissan встает от 469-го.
Что касается остальных комплектующих трансмиссии внедорожного флагмана японской компании, то по надежности они вполне соответствуют составляющим системы полного привода. Хотя порой приходится читать о якобы дефектах механических коробок передач, буксующем в грязи и при большой нагрузке сцеплении, которое выходит из строя через 150 тыс. км, и т. д. По-моему, это единичные случаи, явно связанные с особенно изощренным характером владельцев.
Зато уж нигде нет хоть какой-либо негативной информации о ниссановском «автомате». Все трансмиссионщики в один голос хвалят АКП Nissan Patrol. Но отмечая при этом, что у Toyota Land Cruiser автоматическая коробка все же чуть лучше. Впрочем, подобная разница заключается в нюансах. Единственное, чем «автомат» может доставить головную боль — своими нешуточными размерами. Демонтируя его вручную, без подъемника, придется здорово попотеть.
Максим Маркин
| |