|
Масштабные гонки
...На старте состав участников выглядел необычно. Два автомобиля для кольцевых гонок японского чемпионата — переднеприводная Toyota Exiv и полноприводный Nissan Skyline да две для мирового чемпионата по ралли — Toyota Celica GT-Four образца 92-го года и Соrolla WRC 98-го. Но всего удивительнее было то, что двумя последними «управлял» один гонщик — француз Дидье Ориоль, о чем говорила надпись на кузовах, вот только силуэт экипажа виднелся только в первой машине. Необычен и сам старт — общий с одной линии. Трасса — ровная асфальтовая площадка. Зрителей практически нет, только случайные прохожие, да и лучше бы если их тоже не было — смущают.
Звучит команда — «на старт, внимание, марш» и машины с жужжанием срываются с мест. Exiv несколько мгновений потерял из-за пробуксовки, а впереди, не поделив место при входе в обозначенный на асфальте поворот, весьма жестко сталкиваются оба Ориоля. Но ничего, развернувшись, они как ни в чем не бывало продолжают погоню за ушедшим вперед Skyline. Срезав поворот, вскоре «молодой» из Ориолей обходит Nissan, но наказания за сокращение трассы не последовало. Впрочем, все из участников то и дело «мазали» повороты. Кто-то возвращался, чтобы объехать обозначающий поворот круг, кто-то в пылу азарта пренебрегал и этим. Пройдя пять кругов, оба Ориоля финишировали друг за другом с заметным отрывом от других безымянных участников.
Примерно в том же духе прошли и два других заезда. В итоге выиграл тот Ориоль, что на Celica. В награду за победу он получил два билета в театр на вечерний спектакль. А потом циклопических размеров молодые люди взяли машины в руки и стали их разбирать на части и укладывать в коробки — так завершились первые «внутренние» соревнования одного из сибирских клубов радиоуправляемых моделей Tamiya.
Действительно, «правдоподобность» моделей такова, что справедливее их подавать с ракурса, когда сам уменьшаешься в десять раз. И только лишь большие антенны и штифты, на которые одеваются кузова, например, при просмотре демонстрационного фильма, когда машины показаны крупным планом, выдадут — это радиоуправляемые модели, а не их настоящие прототипы.
Вообще, радиоуправляемые модели фирмы Tamiya (а именно такие были представлены в нашем случае) нельзя рассматривать как игрушки — это целый мир со своими традициями, культурой и, конечно, соревновательным духом. И хотя это далеко не единственная фирма, производящая подобные модели, она все-таки отличается от подобных. Хотя бы потому, что только она проводит чемпионаты мира и имеет самую разветвленную на планете сеть клубов. В России уже четыре региональных отделения «Tamiya мастер-клуб» — в Москве, Челябинске, Новосибирске и Владивостоке, которые четыре года проводят соревнования на Кубок России по радиоуправляемым моделям.
Гонки радиоуправляемых моделей проводились и раньше еще до появления Tamiya, но были некоторые сложности, ограничивающие их распространение. В общем, все варилось в собственном соку, пока Tamiya не попробовала однажды провести соревнования среди своих стандартных моделей. Широкая гамма выбора комплектующих допускала без труда и больших затрат модифицировать машины, что позволило заняться радиомоделизмом людям различного возраста и достатка, вскоре объединившимся в клубы. Логичным шагом стала организация ежегодного чемпионата мира — Кубка Tamiya. А в 1992 году в Германии состоялся первый Чемпионат Европы под эгидой Tamiya, собравший участников из 12 стран по категории моделей Формула 1. Через год появились еще две категории — Гран-Туризм и Стандарт-Туризм. Российские спортсмены включились в борьбу за Кубок Tamiya в 1998 году. Успех пришел на следующий год, когда четверо из наших девяти гонщиков финишировали в первой десятке из более 150 участников, представлявших 18 стран. В 2000 году в регламенте соревнований появилась категория Ралли.
Вообще, фирма, существующая с 1946-го года, кроме автомобилей занимается выпуском разнообразных сборных моделей танков, самолетов, кораблей, мотоциклов и даже динозавров. Среди автомобилей ее интересы поделены между радиоуправляемыми и стендовыми (коллекционными) моделями примерно в равных частях. Как уже было сказано выше, радиоуправляемые модели делятся на четыре категории — Формула 1, Гран-Туризм, Стандарт-Туризм, Ралли.
Класс Формула 1 максимально приближен к оригиналу компоновочно и имеет неограниченные разрешения по изменению конструкции для улучшения скоростных характеристик. Класс Гран-Туризм — самые сложные и мощные модели, особо требовательные к мастерству «пилота» и «механика», то есть к управлению и настройкам. В этой категории либо используются специальные профессиональные шасси, либо с помощью специальных тюнинговых наборов серии Hop-Up совершенствуются шасси Стандарт-Туризм. То есть ставятся более мощные электромоторы, раскручивающиеся более 30000 оборотов против 10000-15000 у обычных, усовершенствуется подвеска — устанавливаются усиленные пружины, меняется жесткость амортизаторов, устанавливаются двухступенчатые главные передачи, подшипники качения вместо скольжения, подбираются разные диски и шины, иногда применяются в конструкции углеволокно, титан... Такие машины способны разгоняться более, чем до 100 км/час против 40 у Стандартов. Стандарт-Туризм — модели «из коробки», то есть те, что обычно продаются в магазине. Модели Ралли имеют увеличенный просвет, определенный правилами, и предназначены для гонок по сложным трассам с трамплинами и более крутыми виражами. Здесь выше требования к выбору оптимальной траектории и умению управлять машиной в заносе. На любое шасси можно устанавливать несколько видов кузовов. Есть еще один обособленный класс с двигателями внутреннего сгорания, но он очень дорог и официальные соревнования по нему не проводятся. Эти модели выпускаются в масштабе 1:8 или даже 1:5.
Что же привлекает моделистов больше всего в этом увлечении? Взять просто пульт в руки и «погонять» по кругу готовую модель — лишь малая доля всего удовольствия. Таинство процесса сборки автомобиля поймешь, окрашивая изнутри прозрачный поликарбонатовый корпус и смазывая перед сборкой каждую деталь своей смазкой. А потом, обслуживая и совершенствуя совсем как «большую» машину. И тогда почувствуешь тот азарт, что свойственен только непосредственному соперничеству с дурманящим адреналином. Да-да, пусть той же пропорции 1 к 10, но он есть!
Андрей Кин
| |