|
История:
Рождённый в боях
Willus MB 1946 г, Япония
В послевоенной полуразрушенной Японии, распроданной и растасканной по частям союзниками, автомобильная промышленность находилась на грани упадка. Все наработки довоенного времени черным крестом перечеркнули шесть лет бомбардировок. И все же островное государство в единоборстве со всем Западным миром почерпнуло для себя кое-что полезное. Конкретно — новые (естественно, на тот период), а точнее сказать, военные технологии, пришедшие из-за океана вместе с войсками США.
Datsun Patrol 4W60, 1951г.
Вспомним, на чем ездили и больше всего любили американские вояки, да и не только они. Конечно же, это был знаменитый Willys, который по совместительству выпускался еще и компанией Ford (кстати, именно фордовская модель, имевшая буквенное обозначение GPW, дала название всему классу подобных машин — джип). Рамная машинка с зависимой подвеской на продольных полуэллиптических рессорах и гидравлических амортизаторах, с гидравлическими тормозами и однодисковым сухим сцеплением, 3-ступенчатой КПП с демультипликатором и 4-цилиндровым двигателем объемом 2.2 литра и мощностью всего 60 л. с. имела открытый четырехместный кузов, на который, словно плащ-палатка на солдата, накидывался брезентовый верх. Роль двух боковых дверок выполняли либо также брезентовые полотнища, либо обыкновенные ремешки или цепочки, а лобовое стекло при необходимости откидывалось на капот. Незатейливый автомобильчик пришелся по вкусу не только военнослужащим союзной армии, но и побежденным японцам, которые вовсю стали его использовать. Более того, сразу три крупнейшие японские фирмы — Toyota, Mitsubishi и Nissan — ухватили подвернувшуюся удачу за хвост, решив открыть свои модельные ряды именно внедорожниками.
Первыми из трех компаний развернулись сотрудники Nissan. Не тратя сил и средств на всевозможные доработки, они в 1946 году поставили на конвейер точную копию американского внедорожника. По большому счету, от своего штатовского аналога машина отличалась лишь горизонтальными (вместо вертикальных) прорезями решетки радиатора. Даже название осталось то же — Willys MB, так как автомобиль, в первую очередь, предназначался расквартированным на островах военным.
Только в 1951 году, когда технологические цепочки изготовления узлов и агрегатов Willys уже были отлажены, руководство Nissan приняло решение подготовить к производству обновленную версию военного хита. Внешне модернизированный автомобиль отличался от своего прародителя полноценным лобовым стеклом, несколько иным решением «передка» и изолированным от внешнего мира салоном. Напомним, что «американец» имел брезентовый тент, прикрывавший пассажирский отсек лишь сверху и сзади. Новая же модель обзавелась глухими боковинами и дверями с плексигласовыми оконцами. Причем, в качестве материала использовался не тент, а более приятный на ощупь дерматин.
Nissan Patrol 60-series, 1960 г.
Техническая начинка, в принципе, практически без изменений перекочевала на японскую разработку с Willys. Основой автомобиля была все та же жесткая лонжеронная рама с зависимыми передней и задней подвесками. Полноприводная трансмиссия без межосевого дифференциала с подключаемым передним мостом комплектовалась 3-скоростной механической коробкой передач и цепной «раздаткой» с двумя рядами передаточных чисел.
И тем не менее, ниссановские конструкторы подошли к процессу модернизации штатовского детища с определенным энтузиазмом. Вместо чахленького 4-цилиндрового моторчика они поместили под капот автомобиля рядную «шестерку» мощностью 85 л. с., которая стала основным силовым агрегатом для всех поколений тяжелых внедорожников фирмы Nissan вплоть до недавнего времени. Появление в моторном отсеке модели принципиально нового двигателя позволило ниссановцам уйти от первоначального имени и окрестить машину Patrol 4W60. Кстати, имя Patrol было выбрано отнюдь не случайно. Дело в том, что среди основных потребителей джипа числились армия и полиция, которые по достоинству оценили простоту, надежность и неприхотливость автомобиля.
Между прочим, в том же 1951 году со стапелей завода Toyota начала начала сходить модель BJ, также имевшая шестицилиндровый мотор. Правда, внешность тойотовского автомобиля еще явственнее указывала на родство с Willys. Через несколько лет BJ трансформировался в Land Cruiser, который вот уже целых полвека идет с Patrol бок о бок, составляя ему достойную конкуренцию. Nissan Patrol 260, 1980-1983 г.
Можно с уверенностью заявить, что многие внедорожники, появившиеся гораздо позже Nissan (например, небезызвестный Hummer), полностью повторили его исторический путь. Речь идет о вполне естественном, постепенном движении от простоты и утилитарности к комфорту. Ведь поначалу автомобили подобного класса в силу своей грубой технической начинки и спартанского интерьера удовлетворяли исключительно государственные службы в лице армии и полиции. Вот и руководство компании Nissan вскоре задумалось над созданием более комфортного и просторного внедорожника. Таковой был представлен в 1956 году под именем Carrier 4W66. От своего меньшого собрата машина отличалась расширенной колеей и существенно увеличенной базой. Некоторые изменения претерпел и дизайн, в частности, появился цельнометаллический верх. В то же время техника автомобиля, за исключением несущественных мелочей, осталась прежней.
Carrier продержался на конвейере всего два года, но тем не менее, благодаря удачной и надежной конструкции снискал себе определенную популярность. Специально для знойной Азии инженеры Nissan подготовили облегченную версию на базе Carrier. Машина, оборудовавшаяся брезентовой крышей и аналогичными боковинами дверей, получила индекс 4W65 Soft Top.
В 1960 году всю производственную гамму ниссановских внедорожников серьезно обновили — в ряду Nissan дебютировала более комфортабельная 60-я серия. При этом у Patrol 60 series осталась архаичная, как на нашем УАЗе, передняя панель с ничем не прикрытым металлом облицовки, плоские боковины кузова и выделенные в отдельное от капота оперение передние крылья. Впервые инженеры фирмы подготовили сразу две модификации. Первая, короткая версия, носила обозначение G6 и имела колесную базу в 1200 мм. при этом кузов длиной 3779 мм вмещал четырех человек. Базу второй модели удлинили до 2500 мм и присвоили индекс VG6. Такая версия с длиной кузова уже 4240 мм, благодаря откидным лавкам, расположенным вдоль бортов, могла вместить до восьми человек. Причем, при собственно отнюдь не маленькой массе в 1810 кг автомобиль, помимо полного комплекта пассажиров, брал на борт еще и серьезный по весу багаж. Техники 60-й серии, по большому счету, изменения не коснулись. Существенные доработки коснулись лишь силового агрегата: вместо 6-цилиндрового бензинового двигателя в моторный отсек Patrol поместили такую же рядную «шестерку», только дизельную. Причем, рабочий объем был увеличен до 3956 куб. см. Первоначально ее мощность составляла 125 л. с. Но в 1965 она возросла до 135 л. с. При такой энерговооруженности тяжелый внедорожник мог достигать скорости 125 км/ч. Nissan Patrol GR Y60 W60-1 SWB, 1988-1997 г.
В 1968 году оставив прежней конструкцию, инженеры Nissan одели свою машину в более вместительный и грузоподъемный кузов. Подобная модернизация незамедлительно сказалась на объемах продаж и, соответственно, выпуска. В 1971 году с конвейера сошло 10 с лишним тысяч экземпляров машины. А еще спустя шесть лет годовое производство Patrol увеличилось до 20 тысяч единиц. Всего Patrol 60 Series сходил со стапелей компании целых 20 лет.
Принципиально новая модель появилась только в 1980 году и ей суждено было стать наиболее популярной из всех существовавших поколений Patrol. Автомобиль подвергся кардинальной модернизации, которая, впрочем, не коснулась трех основополагающих вещей: лонжеронной рамы, зависимой подвески и полноприводной трансмиссии. Зато уж дизайн кузова и силовые установки перетряхнули основательно. Вместо устаревшего квадратного отсека появился такой же по форме, но вполне современный (для начала 80-х годов) корпус с квадратной оптикой, имевший трех- и пятидверные версии. Вдобавок к единственной рядной четырехлитровой дизельной «шестерке» добавили для европейского рынка аналогичный бензиновый агрегат. В Японии Patrol предлагался в вариантах с 2.8, 3.0, а также с 4.5-литровыми бензиновыми и 3.3-литровым дизелем. К тому же на замену старой «механике» подготовили 4-скоростную полностью синхронизированную коробку передач.
Машину обозначили индексом 160, а спустя три года подготовили ей замену в лице новой 260-й серии. Во внешности обеих моделей было много общего. Версии 1983 модельного года лишь чуть подретушировали, сменив квадратные фары на круглые и слегка облагородив кузов. Узлов и агрегатов, в принципе, модернизация тоже не коснулась. Хотя на 260 series ставился более мощный мост, отчего грузоподъемность была на 300 кг больше. Кроме того, дебютировал 2.8-литровый дизель.
Nissan Patrol GR Y61, 1999 г.
Новый Patrol, как и его предшественник, предлагался в коротко- и длиннобазной версиях. Причем, существовали варианты с низкой и высокой крышей, у которых верх мог быть или железным, или съемным пластиковым.
С появлением в производственной гамме Nissan модели 260-й серии компания начала принимать активное участие в различных ралли-рейдах. В 1984 году Patrol в незачетном дизельном классе выиграл легендарное ралли Париж — Дакар, а через год повторил свой успех.
Позже эстафету побед подхватил Patrol Y60, имевший и второе, более распространенное название GR — по заглавным буквам двух слов Grand и Raid — машина появилась в 1988 году. Стоит заметить, что в Японии она называлась не иначе, как Safari — в память об удачах на поприще ралли-рейдов. От предшественников джип отличался увеличенной колеей и, как следствие, расширителями арок. Колесная база традиционно варьировалась по длине, а крыша по высоте. Взамен архаичных рессор мосты посадили на пружины, хотя существовала и рессорная версия. Под капотом поселился новый 4.2-литровый дизель, агрегатировавшийся в том числе и с автоматической коробкой передач.
Сразу после начала выпуска обновленный Patrol опробовали в боевых условиях африканских пустынь. И, надо сказать, весьма удачно. В 80-е и 90-е Patrol GR неоднократно побеждал в ралли Париж — Триполи — Дакар, Париж — Гранада — Дакар, Париж — Москва — Пекин.
Автомобиль впервые представили публике в 1987 году, а спустя год началось его серийное производство. Естественно, в первую очередь была существенно омоложена внешность, хотя, если сравнивать Patrol с джипами-конкурентами, его дизайн получился достаточно грубым. Но именно на это и делалась ставка. Ведь по понятиям большинства почитателей модели даже внешность Patrol должна внушать уверенность, чему вполне способствовали угловатые формы. Взамен целой гаммы различных двигателей, которая, впрочем, продолжала существовать у модели для Японии, европейский вариант поначалу оснастили лишь 2.8-литровым турбодизелем. Вскоре ему на смену пришел трехлитровый турбированный агрегат. В качестве поддержки дизелю изредка на экспорт поставляется бензиновая 4.5-литровая «шестерка». Но ее появление на европейском рынке носит лишь эпизодический характер. Похожая ситуация прослеживается и в отношении коробок передач. Дебютная партия Patrol имела исключительно «механику». Но потом, в ответ на автоматическую трансмиссию Land Cruiser 100, появилась АКП.
Отношение к Patrol как к утилитарной машине в корне изменилось с появлением в 1998 году принципиально нового автомобиля, получившего индекс Y61. От спартанского интерьера не осталось и следа. Впрочем, для особо непритязательных автовладельцев существует более дешевая версия (обычно с дизельным двигателем), хотя по уровню оснащения и она также далеко ушла от своих потомков.
С последней генерацией джипа компания вновь дерзнула выступить в ралли-рейдах. В отличие от предыдущих лет, когда упор делался на дизельные версии, на этот раз была подготовлена машина с 4.5-литровым бензиновым агрегатом. В 1998 году прошли пробные выступления. А уже в очередном сезоне Patrol показал неплохие результаты. Успех же ожидал гонщиков, выступавших на Patrol в следующем 2000 году, когда автомобиль на ралли Париж — Дакар победил в классе Т1. Необходимо отдать должное и конструкторам, и спортсменам заводской команды. Ведь в то время, как Mitsubishi, Citroen и другие «монстры» пустыни готовили для соревнований спецтехнику, мало чем похожую на свои серийные аналоги, Patrol, по большому счету, оставался практически стандартным.
Максим Маркин
| |