История: Рождённый в боях
Willus MB 1946 г, Япония
Нажми для подробного ознакомления В послевоенной полуразрушенной Японии, распроданной и растасканной по частям союзниками, автомобильная промышленность находилась на грани упадка. Все наработки довоенного времени черным крестом перечеркнули шесть лет бомбардировок. И все же островное государство в единоборстве со всем Западным миром почерпнуло для себя кое-что полезное. Конкретно — новые (естественно, на тот период), а точнее сказать, военные технологии, пришедшие из-за океана вместе с войсками США.

Datsun Patrol 4W60, 1951г.
Нажми для подробного ознакомления Вспомним, на чем ездили и больше всего любили американские вояки, да и не только они. Конечно же, это был знаменитый Willys, который по совместительству выпускался еще и компанией Ford (кстати, именно фордовская модель, имевшая буквенное обозначение GPW, дала название всему классу подобных машин — джип). Рамная машинка с зависимой подвеской на продольных полуэллиптических рессорах и гидравлических амортизаторах, с гидравлическими тормозами и однодисковым сухим сцеплением, 3-ступенчатой КПП с демультипликатором и 4-цилиндровым двигателем объемом 2.2 литра и мощностью всего 60 л. с. имела открытый четырехместный кузов, на который, словно плащ-палатка на солдата, накидывался брезентовый верх. Роль двух боковых дверок выполняли либо также брезентовые полотнища, либо обыкновенные ремешки или цепочки, а лобовое стекло при необходимости откидывалось на капот. Незатейливый автомобильчик пришелся по вкусу не только военнослужащим союзной армии, но и побежденным японцам, которые вовсю стали его использовать. Более того, сразу три крупнейшие японские фирмы — Toyota, Mitsubishi и Nissan — ухватили подвернувшуюся удачу за хвост, решив открыть свои модельные ряды именно внедорожниками.
Первыми из трех компаний развернулись сотрудники Nissan. Не тратя сил и средств на всевозможные доработки, они в 1946 году поставили на конвейер точную копию американского внедорожника. По большому счету, от своего штатовского аналога машина отличалась лишь горизонтальными (вместо вертикальных) прорезями решетки радиатора. Даже название осталось то же — Willys MB, так как автомобиль, в первую очередь, предназначался расквартированным на островах военным.
Только в 1951 году, когда технологические цепочки изготовления узлов и агрегатов Willys уже были отлажены, руководство Nissan приняло решение подготовить к производству обновленную версию военного хита. Внешне модернизированный автомобиль отличался от своего прародителя полноценным лобовым стеклом, несколько иным решением «передка» и изолированным от внешнего мира салоном. Напомним, что «американец» имел брезентовый тент, прикрывавший пассажирский отсек лишь сверху и сзади. Новая же модель обзавелась глухими боковинами и дверями с плексигласовыми оконцами. Причем, в качестве материала использовался не тент, а более приятный на ощупь дерматин.
Nissan Patrol 60-series, 1960 г.
Нажми для подробного ознакомления Техническая начинка, в принципе, практически без изменений перекочевала на японскую разработку с Willys. Основой автомобиля была все та же жесткая лонжеронная рама с зависимыми передней и задней подвесками. Полноприводная трансмиссия без межосевого дифференциала с подключаемым передним мостом комплектовалась 3-скоростной механической коробкой передач и цепной «раздаткой» с двумя рядами передаточных чисел. И тем не менее, ниссановские конструкторы подошли к процессу модернизации штатовского детища с определенным энтузиазмом. Вместо чахленького 4-цилиндрового моторчика они поместили под капот автомобиля рядную «шестерку» мощностью 85 л. с., которая стала основным силовым агрегатом для всех поколений тяжелых внедорожников фирмы Nissan вплоть до недавнего времени. Появление в моторном отсеке модели принципиально нового двигателя позволило ниссановцам уйти от первоначального имени и окрестить машину Patrol 4W60. Кстати, имя Patrol было выбрано отнюдь не случайно. Дело в том, что среди основных потребителей джипа числились армия и полиция, которые по достоинству оценили простоту, надежность и неприхотливость автомобиля.
Между прочим, в том же 1951 году со стапелей завода Toyota начала начала сходить модель BJ, также имевшая шестицилиндровый мотор. Правда, внешность тойотовского автомобиля еще явственнее указывала на родство с Willys. Через несколько лет BJ трансформировался в Land Cruiser, который вот уже целых полвека идет с Patrol бок о бок, составляя ему достойную конкуренцию.
Nissan Patrol 260, 1980-1983 г.
Нажми для подробного ознакомления Можно с уверенностью заявить, что многие внедорожники, появившиеся гораздо позже Nissan (например, небезызвестный Hummer), полностью повторили его исторический путь. Речь идет о вполне естественном, постепенном движении от простоты и утилитарности к комфорту. Ведь поначалу автомобили подобного класса в силу своей грубой технической начинки и спартанского интерьера удовлетворяли исключительно государственные службы в лице армии и полиции. Вот и руководство компании Nissan вскоре задумалось над созданием более комфортного и просторного внедорожника. Таковой был представлен в 1956 году под именем Carrier 4W66. От своего меньшого собрата машина отличалась расширенной колеей и существенно увеличенной базой. Некоторые изменения претерпел и дизайн, в частности, появился цельнометаллический верх. В то же время техника автомобиля, за исключением несущественных мелочей, осталась прежней.
Carrier продержался на конвейере всего два года, но тем не менее, благодаря удачной и надежной конструкции снискал себе определенную популярность. Специально для знойной Азии инженеры Nissan подготовили облегченную версию на базе Carrier. Машина, оборудовавшаяся брезентовой крышей и аналогичными боковинами дверей, получила индекс 4W65 Soft Top.
В 1960 году всю производственную гамму ниссановских внедорожников серьезно обновили — в ряду Nissan дебютировала более комфортабельная 60-я серия. При этом у Patrol 60 series осталась архаичная, как на нашем УАЗе, передняя панель с ничем не прикрытым металлом облицовки, плоские боковины кузова и выделенные в отдельное от капота оперение передние крылья. Впервые инженеры фирмы подготовили сразу две модификации. Первая, короткая версия, носила обозначение G6 и имела колесную базу в 1200 мм. при этом кузов длиной 3779 мм вмещал четырех человек. Базу второй модели удлинили до 2500 мм и присвоили индекс VG6. Такая версия с длиной кузова уже 4240 мм, благодаря откидным лавкам, расположенным вдоль бортов, могла вместить до восьми человек. Причем, при собственно отнюдь не маленькой массе в 1810 кг автомобиль, помимо полного комплекта пассажиров, брал на борт еще и серьезный по весу багаж. Техники 60-й серии, по большому счету, изменения не коснулись. Существенные доработки коснулись лишь силового агрегата: вместо 6-цилиндрового бензинового двигателя в моторный отсек Patrol поместили такую же рядную «шестерку», только дизельную. Причем, рабочий объем был увеличен до 3956 куб. см. Первоначально ее мощность составляла 125 л. с. Но в 1965 она возросла до 135 л. с. При такой энерговооруженности тяжелый внедорожник мог достигать скорости 125 км/ч.
Nissan Patrol GR Y60 W60-1 SWB, 1988-1997 г.
Нажми для подробного ознакомления В 1968 году оставив прежней конструкцию, инженеры Nissan одели свою машину в более вместительный и грузоподъемный кузов. Подобная модернизация незамедлительно сказалась на объемах продаж и, соответственно, выпуска. В 1971 году с конвейера сошло 10 с лишним тысяч экземпляров машины. А еще спустя шесть лет годовое производство Patrol увеличилось до 20 тысяч единиц. Всего Patrol 60 Series сходил со стапелей компании целых 20 лет. Принципиально новая модель появилась только в 1980 году и ей суждено было стать наиболее популярной из всех существовавших поколений Patrol. Автомобиль подвергся кардинальной модернизации, которая, впрочем, не коснулась трех основополагающих вещей: лонжеронной рамы, зависимой подвески и полноприводной трансмиссии. Зато уж дизайн кузова и силовые установки перетряхнули основательно. Вместо устаревшего квадратного отсека появился такой же по форме, но вполне современный (для начала 80-х годов) корпус с квадратной оптикой, имевший трех- и пятидверные версии. Вдобавок к единственной рядной четырехлитровой дизельной «шестерке» добавили для европейского рынка аналогичный бензиновый агрегат. В Японии Patrol предлагался в вариантах с 2.8, 3.0, а также с 4.5-литровыми бензиновыми и 3.3-литровым дизелем. К тому же на замену старой «механике» подготовили 4-скоростную полностью синхронизированную коробку передач.
Машину обозначили индексом 160, а спустя три года подготовили ей замену в лице новой 260-й серии. Во внешности обеих моделей было много общего. Версии 1983 модельного года лишь чуть подретушировали, сменив квадратные фары на круглые и слегка облагородив кузов. Узлов и агрегатов, в принципе, модернизация тоже не коснулась. Хотя на 260 series ставился более мощный мост, отчего грузоподъемность была на 300 кг больше. Кроме того, дебютировал 2.8-литровый дизель.
Nissan Patrol GR Y61, 1999 г.
Нажми для подробного ознакомления Новый Patrol, как и его предшественник, предлагался в коротко- и длиннобазной версиях. Причем, существовали варианты с низкой и высокой крышей, у которых верх мог быть или железным, или съемным пластиковым. С появлением в производственной гамме Nissan модели 260-й серии компания начала принимать активное участие в различных ралли-рейдах. В 1984 году Patrol в незачетном дизельном классе выиграл легендарное ралли Париж — Дакар, а через год повторил свой успех.
Позже эстафету побед подхватил Patrol Y60, имевший и второе, более распространенное название GR — по заглавным буквам двух слов Grand и Raid — машина появилась в 1988 году. Стоит заметить, что в Японии она называлась не иначе, как Safari — в память об удачах на поприще ралли-рейдов. От предшественников джип отличался увеличенной колеей и, как следствие, расширителями арок. Колесная база традиционно варьировалась по длине, а крыша по высоте. Взамен архаичных рессор мосты посадили на пружины, хотя существовала и рессорная версия. Под капотом поселился новый 4.2-литровый дизель, агрегатировавшийся в том числе и с автоматической коробкой передач.
Сразу после начала выпуска обновленный Patrol опробовали в боевых условиях африканских пустынь. И, надо сказать, весьма удачно. В 80-е и 90-е Patrol GR неоднократно побеждал в ралли Париж — Триполи — Дакар, Париж — Гранада — Дакар, Париж — Москва — Пекин.
Автомобиль впервые представили публике в 1987 году, а спустя год началось его серийное производство. Естественно, в первую очередь была существенно омоложена внешность, хотя, если сравнивать Patrol с джипами-конкурентами, его дизайн получился достаточно грубым. Но именно на это и делалась ставка. Ведь по понятиям большинства почитателей модели даже внешность Patrol должна внушать уверенность, чему вполне способствовали угловатые формы. Взамен целой гаммы различных двигателей, которая, впрочем, продолжала существовать у модели для Японии, европейский вариант поначалу оснастили лишь 2.8-литровым турбодизелем. Вскоре ему на смену пришел трехлитровый турбированный агрегат. В качестве поддержки дизелю изредка на экспорт поставляется бензиновая 4.5-литровая «шестерка». Но ее появление на европейском рынке носит лишь эпизодический характер. Похожая ситуация прослеживается и в отношении коробок передач. Дебютная партия Patrol имела исключительно «механику». Но потом, в ответ на автоматическую трансмиссию Land Cruiser 100, появилась АКП.
Отношение к Patrol как к утилитарной машине в корне изменилось с появлением в 1998 году принципиально нового автомобиля, получившего индекс Y61. От спартанского интерьера не осталось и следа. Впрочем, для особо непритязательных автовладельцев существует более дешевая версия (обычно с дизельным двигателем), хотя по уровню оснащения и она также далеко ушла от своих потомков.
С последней генерацией джипа компания вновь дерзнула выступить в ралли-рейдах. В отличие от предыдущих лет, когда упор делался на дизельные версии, на этот раз была подготовлена машина с 4.5-литровым бензиновым агрегатом. В 1998 году прошли пробные выступления. А уже в очередном сезоне Patrol показал неплохие результаты. Успех же ожидал гонщиков, выступавших на Patrol в следующем 2000 году, когда автомобиль на ралли Париж — Дакар победил в классе Т1. Необходимо отдать должное и конструкторам, и спортсменам заводской команды. Ведь в то время, как Mitsubishi, Citroen и другие «монстры» пустыни готовили для соревнований спецтехнику, мало чем похожую на свои серийные аналоги, Patrol, по большому счету, оставался практически стандартным.

Максим Маркин

Редакционная статья
Автомобили которые нас объединяют

Премьеры
Коллективизм как средство привлечения (Toyota Corolla Spacio)

Тема месяца
Ремень БЕЗ опасности?

Тест месяца
По улицам слона водили (Ford Expedition)

Опыт эксплуатации
Привидение с мотором (ЗАЗ 968М)

О тех кому за 200 (Toyota Vista)

Ваш автомобиль Nissan Patrol/Safari
Введение: Трактор Nissan Patrol/Safari

История: Рождённый в боях

Двигатели: Плюс дизелизация всей страны

Трансмиссия: Просто значит надёжно

Подвеска, рулевое управление, тормоза: Да здравствуют неразрезные мосты!

Комплектации: Комфорт возможен

Запчасти: Дорогие и дефицитные

Экземплар: 88 тысяч километров сафари

Авторынок: Внедорожная экзотика

На соседней полосе
Такси Блюз

OFF - ROAD
Три года экспедиций (УАЗ - 3160)

Закулисье
Бедные, бедные смеси или как капля русского бензина убивает лошадь японского прогресса

Параллельные миры
Масштабные гонки


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's
Top100 Каталог ресурсов Сибири
Copyright © 2001—2002 Автомаркет
E-mail: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Все права защищены. Воспроизведение материалов или их частей в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.